Хочу поделиться историей о нашем первом, совершенно незабываемом водном походе на байдарках по небольшим рекам. Это было семейное приключение с детьми на майские праздники 2019 года, которое оставило в памяти яркий и очень влажный след.
Как всё начиналось
Всё сложилось почти мгновенно. Друзья моей супруги пригласили нашу семью присоединиться к их традиционному ежегодному сплаву по рекам Калужской области (точные названия рек я не запомнил, так как не участвовал в планировании маршрута, да для этой истории это и не главное). Ключевой момент в том, что для нас это был дебют именно в водном походе — жизнь в палатках для нас не в новинку, а вот байдарки стали настоящим вызовом.
Сборы прошли стремительно: мы проверили всё походное снаряжение (две палатки, спальники, коврики, гермомешки, посуду, одежду, дождевики и прочее необходимое), арендовали две байдарки («Шуя-2» и «Шуя-3») с веслами. На подготовку ушло всего два дня.
Плюс ещё один день ушёл на неспешную переписку с друзьями по организационным вопросам: что именно стоит взять с собой. Ну и, конечно, на их восторженные заверения о предстоящем прекрасном отдыхе: солнце, тепло, река сама несёт, вокруг природа, поют птицы. Полная идиллия, которую мы с радостью себе представляли.
Настал день Х. Мы упаковали вещи и детей в машину и отправились на стапель (за время этого похода я узнал несколько новых специфических терминов).
Оказалось, что у водников точка старта называется именно «стапель».На старте
Приехав на место сбора, познакомились с остальными участниками сплава (ещё пять семей, но уже без детей). А у нас были сын 11 лет и дочь 6 лет. Я приступил к сборке каркасно-надувных байдарок, к счастью, к ним прилагалась инструкция. Первой собирал «Шую-2», и весь процесс с накачкой баллонов занял не больше 20 минут. Я был горд собой, жена — мной, все были счастливы. Погода в это время хмурилась, временами накрапывал слабый дождь. При сборке «Шуи-3» обнаружилось, что две дуги, образующие киль, сломаны! Бывалые товарищи посоветовали вставить в полости трубок подходящие ветки и плотно обмотать всё металлизированным скотчем. Сказано — сделано. На первый взгляд, конструкция держалась неплохо. Вторая байдарка собрана, я снова горд, жена снова горда, все снова счастливы.
Почему мы выбрали именно «Шую-2» и «Шую-3»? Моя логика до сплава была такой: посажу жену с дочкой в двухместную байдарку, дам им перекус, термос с чаем, воду — и пусть девчонки наслаждаются сплавом налегке, любуясь природой. А в трёхместную байдарку погружу все остальные вещи, посажу сына и, изображая из себя баржу на ручной тяге, познакомлюсь с этим новым для меня видом активного отдыха.Загрузили байдарки, помогли остальным с переносом и спуском их судов на воду, проводили их тёплыми пожеланиями. На берегу остались три наши байдарки: жена+дочь, наш друг Женя+его сын (15 лет), я+мой сын (11 лет). С большим трудом спустили лодки на воду, уселись по местам и отплыли. И в этот самый момент начался дождь.
Сплав. Первый день испытаний
Мы, как опытные походники, заранее облачились в дождевики и были готовы ко всему. На первых порах, окрылённые эмоциями, мы догнали и обогнали три ранее ушедшие байдарки и продолжили путь. Примерно через 30 минут моя жена поинтересовалась у Жени: «А сколько ещё так грести? Руки уже устали». Женя честно ответил, что до первой ночной стоянки грести примерно 5–6 часов. Последовало лёгкое возмущение и недоумение, усугубляемое затекающей за шиворот водой. Дождь не прекращался.
После двух часов гребли решили сделать привал, чтобы переодеть детей, перекусить и согреться чаем. Нашли подходящее место на берегу, высадились, переодели детей. Жена приготовила бутерброды, я вырезал ковшик из пустой пластиковой бутылки для отчерпывания воды, а Женя пытался разжечь горелку, чтобы вскипятить воду. Мимо по реке проплывали наши товарищи по сплаву, они радостно приветствовали нас и интересовались успехами. На что моя жена сняла сапог, вылила из него воду и спросила: «Это нормально?». Не получив вразумительного ответа, все вернулись к своим делам.
И тут начался ливень. Не просто дождь, а настоящий ЛИВЕНЬ! Женя успел достать из вещей сложенный походный тент, под которым мы вшестером попытались укрыться. Прошло пять минут, семь… Дети уже дрожали от холода. Я достал термос, и мы, стоя под тентом, пили горячий чай. Постепенно ливень ослаб до привычного дождя, и мы приняли решение плыть дальше. Чтобы оптимизировать наши силы, мы изменили рассадку: жена+сын Жени (15 лет), Женя+моя дочь (6 лет), я+мой сын (11 лет). Стартовали. Впереди был поворот реки направо, а за ним — плавный поворот налево. Дождь продолжался.
Меня догнал Женя и спросил, не забирал ли я со стоянки белый пластиковый бочонок с красной крышкой? (Моя тёща хранит в таких крупы.) Я ответил отрицательно и, вспомнив про крупы, не придал этому особого значения. Женя развернул байдарку против течения и начал активно работать веслом. На мой вопрос «Что случилось?» он пояснил: в том бочонке были его паспорт, документы на машину, ключи от машины и квартиры, портмоне и другие нужные мелочи. Сказал плыть дальше и пообещал скоро догнать. Мы разошлись в разные стороны: мы — по течению, он — против. Мы с сыном плыли дальше, смотрели по сторонам, а я каждые полчаса вычерпывал по 10–15 ковшиков воды из байдарки. Прошло пару часов, время приближалось к пяти вечера. С берегов нас приветствовали другие туристы, уже вставшие на ночную стоянку, и поздравляли с праздником.
Сплав проходил с 9 по 12 мая 2019 года. И первый день пришёлся как раз на 9 мая.К счастью, дождь к тому моменту закончился, и люди вышли из-под тентов. Жгли костры, ужинали. Это позволило нам спрашивать у них о том, как далеко впереди байдарка жены с сыном Жени. «Какое у нас отставание?» — кричали мы. «Минут сорок!» — доносилось в ответ. Ободрённые, мы с сыном (точнее, я один, так как сын к тому моменту устал, промок, замёрз, проголодался и заскучал) «вставали» на весла и гребли. Так мы проплыли ещё какое-то время. Наступил седьмой час вечера. Палаточные лагеря по берегам закончились, начало смеркаться, на воде никого не было.
Обратите внимание: Жизнь в Мадриде во время чрезвычайного положения. Авторский репортаж из Испании.
Дождь начался снова. Сотовая связь, которой и не было, так и не появилась.Продолжая грести, я думал о жене (без вещей, палатки и спальника) где-то впереди с незнакомыми людьми, думал о дочери где-то позади с незнакомым ей дядей. Мы двигались так ещё около часа, пока я окончательно перестал различать в темноте коряги. Было принято решение выйти на берег, размять ноги и подумать, что делать дальше.
Пришвартовали байдарку. Я обследовал место для установки палатки (она у нас была), вернулся к сыну. Его трясло от холода. Мы начали кричать вверх и вниз по реке, прислушиваясь к ответу. В ответ — лишь звуки засыпающего леса. В одиночку я принял решение заночевать здесь, а с рассветом догонять основную группу и жену. Быстро поставил палатку, закинул туда коврики, спальники, последний комплект сухой одежды, термос с чаем и бутерброды. Заставил сына снять мокрую одежду и идти греться в спальник. Сам пошёл вытаскивать байдарку на берег, забрать вёсла и питьевую воду. У входа в палатку решил в последний раз крикнуть в сторону, откуда мы приплыли, — там же всё-таки была моя дочь с незнакомым дядей. На мой окрик я услышал слабый ответ, и вдалеке появился огонёк фонарика. Через 20 минут к берегу приплыли Женя и моя дочь. Мы быстро обсудили ситуацию и решили ещё немного покричать вчетвером, но уже по течению. После третьего залпа нам ответили — значит, плывём дальше. Сына — в мокрую одежду, спальники — в гермомешки, палатку — в чехол, и вот мы снова на вёслах.
Оказалось, что мы не дошли всего трёх поворотов реки! Нас встретили как героев, расспросами и порцией «Доширака». Я быстро поставил уже две палатки (нам с женой и детям), накормил детей лапшой и дал по таблетке парацетамола, после чего они моментально уснули. Женя, жена и я, совершенно вымотанные, уселись у костра. Жена была одета в сухую, но чужую одежду: жёлтую толстовку 56-го размера, мужские джинсы и футбольные бутсы 46-го размера. Ну и ладно, зато всё сухое. У Жени был виски, у жены — портвейн, у меня — коньяк. Дождя больше не было.
Версия Жени
«Гребу я (далее рассказ от лица Жени) против течения, понимаю, что нужно пройти всего метров 400–500, и будет место нашей остановки. На первом же повороте байдарка садится на бревно. Сталкиваю её, раскачивая вперёд-назад, и понимаю, что корма начинает стремительно уходить под воду. В несколько мощных гребков выталкиваю нос байдарки на берег. Маша (дочь автора) начинает спрашивать: «Дядя Серёжа, а у нас всё в порядке?», «Дядя Серёжа, а мы скоро маму догоним?», «Дядя Серёжа, ведь я по маме уже сильно соскучилась, понимаете?». Я — Женя, и, слава богу, ребёнок хотя бы не истерит. Высаживаю Машу на берег, разгружаю и осматриваю байдарку — сквозная дыра сантиметров в 10. Начинаю искать ремонтный комплект. Нашёл, в нём — тюбик старого засохшего клея. А тюбик нового клея лежит в том самом бочонке, в 400 метрах по воде от меня. Идёт дождь, связи нет.
Вспомнил все известные молитвы. В позе римлянина, завязывающего сандалии, этим старым клеем и металлизированным скотчем заклеиваю дыру, проверяю на течь, загружаю вещи и Машу обратно в байдарку. Встаю на вёсла. С берегов нас приветствуют, поздравляют с праздником. Наше отставание — уже порядка полутора часов. К семи вечера понимаю, что лагерей по берегам уже нет, чуть позже перестаю различать коряги. Выдаю Маше телефон с включённым фонариком (походный фонарик тоже в том злосчастном бочонке) и прошу светить вперёд. Маша послушно начинает высвечивать путь, водя телефоном над водой. У меня перед глазами возникает живая картинка: мой телефон лежит на дне реки и приветливо светит оттуда фонариком. Отгоняю эти мысли, нужно решать ситуацию. Начинаю насвистывать «SOS». Через несколько минут Маша поворачивается ко мне и очень серьёзным голосом заявляет: «Дядя Серёжа, ты же понимаешь, что всё тщетно?». Моё сердце провалилось в промокшие ботинки. Но плыть нужно, упираюсь в весло. Минут через 40 слышу крик, отвечаю. И вот мы уже двумя байдарками в полной темноте решаем, что же делать дальше».
Итоги первого дня
Сидели мы у костра где-то до часу ночи. Сначала делились впечатлениями, потом просто молча пили и смотрели на огонь. Сил и желания что-либо делать уже не было — адреналин схлынул, остались лишь усталость и лёгкий озноб. Попрощавшись до утра, разошлись по палаткам. Уснул мгновенно. Разбудил меня запах свежезаваренного «Доширака» (жена принесла, умничка). Кстати, «дошики» были нашим общим неприкосновенным запасом, и меня удивил такой их стремительный расход. Причина оказалась банальной, но это уже история второго дня сплава... Продолжение следует.
.
С уважением, ваш Hermes
Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.#kayak #байдарка #сплав на байдарках #сплав по реке #приключения #история #путешествие #испытание
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Kayak (байдарка): Автор попал. Начало и 1-й день сплава.
