Заброшенные поезда в пустыне: невероятная история Хиджазской железной дороги

Представьте себе: вы идёте по бескрайней пустыне, и вдруг из-под песка проступают старые рельсы, а на горизонте виднеются остовы ржавых паровозов и вагонов. Это не мираж — это обрывки грандиозного проекта, который когда-то должен был связать весь мусульманский мир. На несколько лет эта дорога действительно стала удобным и относительно безопасным маршрутом из Стамбула в священную Мекку, куда каждый правоверный мечтает совершить паломничество хотя бы раз в жизни.

Паровоз в пустыне

Конечно, вряд ли многие из нас окажутся в пустынях Саудовской Аравии, но те, кто там бывает, иногда делятся удивительными кадрами. За этими фотографиями скрывается целая эпоха — история амбициозного строительства, которое изменило регион.

Идея и начало строительства

Всё началось в 1900 году, когда османский султан Абдул-Хамид II отдал приказ о строительстве железной дороги до Мекки. Официальной целью было облегчение хаджа — паломничества в священный город. Этот благородный повод использовали для сбора пожертвований со всего мусульманского мира. Примечательно, что иностранные инвестиции не принимались: проект стал делом чести Османской империи.

Строительство Хиджазской железной дороги

Однако за духовными целями стояли и военно-стратегические расчёты. После сложного похода в Йемен турецкая армия осознала, как трудно контролировать отдалённые провинции. Железная дорога позволяла быстро перебрасывать войска — это было особенно актуально в преддверии больших геополитических потрясений.

Поезд на стройке Хиджазской железной дороги — похоже, шпалы сняли

Финансирование и "маркетинг" XIX века

У многих были сомнения в финансовых возможностях империи, но власти проявили изобретательность. Они запустили настоящую кампанию по сбору средств: выпускали акционные карты с призывом пожертвовать на "стройку века", а жертвователям вручали памятные медальоны. Это был аналог краудфандинга своего времени.

Памятные медали для «доноров»

Кроме того, активно привлекали солдат-срочников, сокращая им срок службы за работу на строительстве. В турецкую армию тогда призывали только мусульман, а христиане платили специальный налог — это показывает, насколько проект был вплетён в религиозную и социальную ткань империи.

Солдаты турецкой армии на строительстве Хиджазской железной дороги

Противники прогресса

Интересно, что идея железной дороги в Мекку обсуждалась ещё с 1860-х годов, но её реализации долго мешал... эмир Мекки. Он получал огромные доходы от караванов верблюдов, которые везли паломников, и не хотел терять эту прибыль. Конкуренция с поездом казалась ему угрозой.

В некоторых местах дорога была вынуждена пробиваться почти сквозь стены

В итоге дорогу удалось протянуть только до Медины — до конечной цели не хватило около 400 километров.

Обратите внимание: Что раз в жизни должен сделать любой мужчина. Отвечает боец, плотник и косметолог (отслужить, заняться….

Расцвет и закат

Когда в 1908 году дорога открылась, она произвела революцию. Путь из Дамаска в Мекку на верблюдах занимал полтора-два месяца, а поезд преодолевал его всего за четыре дня. Поток паломников вырос с 30 000 в 1912 году до 300 000 в 1914-м.

Старые локомотивы не просто лежат в пустыне

Но именно успех дороги стал причиной её проблем. Местные бедуинские племена, веками зарабатывавшие на сопровождении караванов, начали терять доход. В ответ они стали нападать на поезда — сначала sporadically, а потом всё чаще. К началу Первой мировой войны путешествие по железной дороге стало опаснее, чем старый путь на верблюдах.

Карта Хиджазской железной дороги примерно начала Первой мировой войны

Во время Арабского восстания 1916-1918 годов, которое поддерживали британцы, дорогу стали систематически разрушать — взрывали мосты, рельсы, составы. К концу войны проект был фактически мёртв.

Наследие, которое живет

После войны о восстановлении дороги говорили, но дальше разговоров дело не пошло. Тем не менее, некоторые её участки до сих пор работают. Например, узкоколейка из Аммана в Дамаск или линия от Маана к Акабе. Поразительно, но на некоторых маршрутах до сих пор ходят паровозы начала XX века — настоящие музейные экспонаты на колёсах.

Этот поезд идет со стороны шахт возле Маана в сторону Акабы — по старой железной дороге

В Сирии часть дороги функционировала до недавних событий. А вот в Саудовской Аравии, к югу от Аммана, действительно можно найти те самые заброшенные станции и ржавеющие поезда в песках — немые свидетели грандиозной мечты.

Заброшенные локомотивы в пустыне Саудовской Аравии

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Эта дорога была простым и безопасным путём из Стамбула в Мекку, куда хоть раз в жизни должен попасть настоящий мусульманин.