Как в 2002 году на Байконуре был уничтожен «Буран»: история халатности и просчетов

На этом снимке за год до трагедии запечатлен многоразовый космический корабль «Буран» вместе с ракетоносителем «Энергия». Они находились на хранении в монтажно-испытательном комплексе (МИК) на площадке 110 космодрома Байконур. Фото — Буран.ру

Эта история до сих пор вызывает чувство глубокого стыда и возмущения.

Сложно примириться с мыслью, что такой уникальный и технологичный аппарат, который по многим параметрам превосходил американские шаттлы и при должном уходе мог бы продолжать полеты, был утрачен столь бессмысленно и нелепо. Просто не находишь слов, чтобы описать всю глубину этой потери.

Ответственность за произошедшее лежит на тех, кто должен был беречь наследие, но проявил непростительную халатность.

Место трагедии

На следующем фото вы видите тот самый монтажно-испытательный комплекс на площадке 110. Именно в этом ангаре стоял «Буран» и именно здесь разыгралась трагедия в одно майское утро.

Утром 12 мая 2002 года крыша здания обрушилась прямо на «Буран» и ракету-носитель «Энергия». В этот момент на кровле работали восемь человек, занимаясь ремонтом, и именно их действия стали спусковым крючком катастрофы.

Все рабочие погибли. Под завалами были полностью разрушены единственный экземпляр «Бурана», совершивший космический полет, и единственная оставшаяся ракета «Энергия» для него, а также демонстрационный макет.

Последующие события лишь усугубили трагедию. Останки легендарного корабля были разрезаны работниками космодрома и сданы на металлолом, после чего тихо проданы. Кроме того, три макета перспективного двигателя РД-0120 для сверхтяжелых ракет сначала списали, а затем продали китайским представителям.

Так выглядели обломки «Бурана» и «Энергии» на следующий день после обрушения крыши. Фото — Буран.ру

Причины катастрофы: человеческий фактор и ошибки проектирования

Расследование выявило две ключевые причины трагедии: безответственность рабочих, ремонтировавших кровлю, и фундаментальные просчеты, допущенные при проектировании самого здания МИКа.

Эксперты позже установили, что если бы не конструктивные ошибки, обрушение одной крайней опоры из-за действий рабочих не привело бы к катастрофическому падению всей крыши площадью 28 тысяч квадратных метров и не обернулось бы уничтожением бесценных космических аппаратов.

Вид на монтажно-испытательный комплекс после обрушения. Стрелкой отмечен 5-й пролет кровли, под которым как раз и находились «Буран» с «Энергией». Фото — https://www.kik-sssr.ru

Хронология рокового утра

Читая детали того утра, поражаешься, насколько бездумно и безответственно вели себя рабочие. Они ремонтировали постоянно протекающую крышу. Утром им привезли новую партию рубероида, который нужно было раскатать. Материал поднимали наверх и складывали в одном месте, добавив к рулонам, привезенным накануне.

В результате в одной точке сосредоточили около 10 тонн — чудовищный вес, многократно превысивший расчетную нагрузку на кровлю в 100 кг на квадратный метр. В 9:40 утра ферма, над которой грудили рубероид, не выдержала и подломилась, рухнув вниз вместе с частью кровли и всем этим грузом.

Фото — https://www.kik-sssr.ru

Обрушение началось с самого края здания и, по идее, не должно было привести к тотальному разрушению. Специалисты единогласно заявляли, что в худшем случае могла «потянуть» соседнюю ферму, но уж никак не все остальные в пролете и тем более не связанные с ними соседние пролеты.

Однако под тяжестью обрушившейся массы стали ломаться одна за другой все фермы, как костяшки домино, и в итоге рухнула вся крыша.

Фото — https://www.kik-sssr.ru

Носовая часть «Бурана» после катастрофы. Фото — https://www.kik-sssr.ru

Цепная реакция и конструктивный просчет

Как выяснилось позже, первая рухнувшая ферма упала прямо на топливный бак «Энергии». Бак, хотя и был пуст, находился под избыточным давлением в 1,2 атмосферы (это стандартная практика хранения, чтобы 150-тонные конструкции не деформировались). От удара бак сдетонировал, создав мощную ударную волну, которая и добила остальные фермы.

Расследование также вскрыло критическую ошибку проектировщиков. Способ крепления колонн и надколонников не был жестким, как должно было быть. Из-за этого колонны не могли противостоять изгибающей нагрузке. Будь крепление выполнено правильно, колонны соседних ферм лишь погнулись бы, локализовав разрушение, и не потащили бы за собой всю крышу, запуская роковой эффект домино.

Вот так, из-за цепочки глупейших ошибок, безответственности и просчетов, был потерян единственный советский многоразовый космический корабль. Вместе с ним погибли восемь человек, чья неосторожность стала началом конца.

——

Если материал был вам интересен, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Так вы не пропустите репортажи из моего путешествия по Казахстану и другие новые публикации.