Твой Париж, даже если ты ни разу в нем не был

Когда Эрнст Хемингуэй создал свой «Праздник, который всегда с тобой», он, кажется, сказал о Париже всё. Можно бесконечно восхищаться изящными линиями его дворцов, перечислять мосты, перекинутые через Сену, описывать уютные столики кафе на Монмартре — и всё равно не добавить ни слова к тому, что уже стало каноном. А уж если ты никогда не ступал на парижскую мостовую, задача и вовсе кажется невыполнимой…

Вид на стрелку острова Сите, Новый мост и бывшую набережную Августинцев

Париж, рождённый на страницах книг

Но ничто не в силах отнять у тебя право любить Париж таким, каким ты впервые открыл его для себя в детстве, листая страницы Александра Дюма. Вместе с дерзким гасконцем ты въезжал в город через ворота Сент-Антуан, страдал от любви к Констанции на мрачноватой улице Могильщиков, что близ Люксембургского дворца, и мчался под проливным дождём со шпагой в руке по улице Вожирар. Это ты скрещивал клинки у монастыря Дешо в Сен-Жермене и поднимал бокал бургундского с Атосом на улочке Феру, ведущей к монастырю Сен-Сюльпис.

Внутренний двор монастыря Дешо, место несостоявшейся дуэли д'Артаньяна и Атоса

Позже, уже с Виктором Гюго, ты бродил по сумрачным галереям Нотр-Дама в компании уродливого горбуна, прекрасной цыганки и её козочки, а потом, с народом, штурмовал мрачные башни Бастилии. Ты скрывался в потаённых уголках деревянного слона, прислушиваясь к бою часов на площади Инвалидов. Великий Гюго приоткрыл для тебя завесу над жизнью парижской аристократии, а Эмиль Золя — над «чревом Парижа», миром клошаров и городского дна.

Париж глазами художников

Никто не вправе запретить тебе видеть Париж таким, каким его запечатлели на своих полотнах Ренуар и Тулуз-Лотрек, Дега и Ван Гог. Ты смотришь на «Мулен де ла Галетт» — ветряную мельницу, которую в разное время писали Воллон, Коро, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Ренуар, Боннар, Шабо, Пикассо, Дюфи и Утрилло — и понимаешь, насколько безграничен и многолик этот город. Для кого-то она была просто старой постройкой, а для гениев импрессионизма стала неиссякаемым источником вдохновения.

Александр Ацкверели, "Moulin de la Galette". Холст. Размер 40×50 см., темпера

Путешествие по карте

В начале 70-х настоящим сокровищем была карта Парижа, добытая у какого-нибудь заезжего туриста. В те времена подобная «крамола» могла навлечь обвинения в космополитизме: сегодня иностранную карту разглядываешь, а завтра — родину предашь. Ирония судьбы в том, что спустя тридцать лет именно партийные функционеры и продали эту самую родину, но это уже совсем другая история. Карта была небольшой, скорее схемой центра, но на ней были тщательно вырисованы все дворцы, соборы, парки и памятники.

Обратите внимание: Купил в Париже на блошином рынке открытку 1907 года. Но не смог разгадать секрет ?Показываю, что на ней.

Теперь, имея перед глазами чёткий план, можно было путешествовать по всем двадцати округам Парижа, его аррондисманам. Не составляло труда «прогуляться» по улицам, где жили и действовали герои Дюма, Гюго, Золя, Мопассана, а позже — где творили Скотт Фицджеральд, Эрнст Хемингуэй, Франсуаза Саган.

Прогулка с Хемингуэем

Можно было представить себе осеннее утро: спуститься с улицы Кардинала Лемуана на улицу Муфтар и по блестящей от дождя булыжной мостовой выйти на площадь Контрэскарп. Площадь усыпана жёлтыми листьями, а ветер швыряет капли в запотевшие стёкла кафе «Для любителей».

Площадь Контрэскарп в начале улицы Муфтар - когда-то Хэмингуэй писал здесь "Праздник, который всегда с тобой"

И вот ты уже идёшь вместе с Хемингуэем: мимо лицея Генриха IV, мимо старинной церкви Сент-Этьен-дю-Мон, пересекаешь площадь Пантеона и, пройдя бульваром Сен-Мишель, выходишь к бульвару Сен-Жермен. А если от улицы Кардинала Лемуана пойти в другую сторону, к Сене, то по крутому спуску можно выйти на набережную Ла-Турнель, а затем — на набережную Монтебелло. Здесь ютятся лотки букинистов, художники предлагают туристам свои картины, отсюда открывается вид на остров Сен-Луи, а через узкую протоку виден остров Сите, в восточной части которого высится вечный Нотр-Дам.

На набережной Августинцев

Собор сквозь листву

С набережной Монтебелло боковой фасад готического собора проглядывает сквозь мокрую осеннюю листву. Именно отсюда Нотр-Дам кажется особенно прекрасным. Нервюрные своды, аркбутаны и контрфорсы, расходящиеся веером в алтарной части, создают впечатление невесомого каменного кружева. Мелкие ажурные арки, обрамляющие колоннаду верхнего яруса, украшают основания башен и крыши. Отсюда собор уже не выглядит таким мрачным, каким его описывал Гюго.

От острова к Монпарнасу

Потом можно пройти по набережной дальше, к улице Дофина, и по Новому мосту перебраться на остров Сите. В старом парке на берегу, под сенью развесистых каштанов, парижане ловят рыбу. Хотя осенью здесь, конечно, сыро и холодно. И вот ты возвращаешься к бульвару Сен-Жермен, переходишь его и узкими улочками поднимаешься к Люксембургскому саду, а затем по бульвару Распай выходишь на Монпарнас — прямо к знаменитым кафе «Селект» и «Ротонда». Здесь можно выпить café au lait с воздушными бриошами, согреться и потом дойти до дома номер 19, где когда-то, на мансарде с обшарпанными стенами, умирал в нищете Амедео Модильяни.

Окно в Париж (мост Сен-Мишель)

Праздник, который всегда с тобой

Пожалуй, на этом стоит прервать нашу прогулку — она могла бы длиться бесконечно, как бесконечен сам Париж. Всё равно ты не сможешь добавить ничего к тому, что уже создано до тебя. Сквозь чарующий, почти магический ореол, окружающий полотна импрессионистов, ты видишь Париж их глазами. И, «где бы ты ни был потом, он до конца твоих дней останется с тобой, потому что Париж – это праздник, который всегда с тобой».

Старый уголок. Улица Бар у церкви Сен-Жерве

Текст: Александр Ацкверели.

Фотографии: Николай Эндегор.

Если вы хотите узнавать самое интересное о жизни во Франции и других странах, подписывайтесь на наш канал

Или приходите к нам на сайт

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Твой Париж, даже если ты ни разу в нем не был.