Недавно государственное агентство РИА Новости представило публике проект нового плацкартного вагона. При детальном рассмотрении оказалось, что его дизайн имеет поразительное сходство с концепцией, разработанной австрийским железнодорожным оператором. Мы не хотим утверждать, что это прямое заимствование или плагиат. Скорее, можно предположить, что наши специалисты вдохновились удачными находками зарубежных коллег и творчески их переработали. Благодаря этому сходству нам проще представить, каким в итоге может стать этот вагон.
На проекте, который показало РИА Новости, в некоторых отсеках по центру расположена довольно необычная колонна. Примечательно, что она есть не в каждом купе — например, в крайнем правом отсеке ее нет. Также в материалах встречаются изображения плацкартного отделения и без этой колонны.
Однако именно вариант с колонной вызывает наибольший интерес. Без нее плацкарт выглядит более привычно, напоминая современные вагоны, за исключением отсутствия третьей полки и наличия столиков в верхней части. Давайте попробуем разобраться, что же представляет собой эта колонна и какую функциональную нагрузку она несет.
Австрийский прототип
Для понимания идеи стоит взглянуть на фотографии австрийского аналога.
В австрийском проекте в колонне предусмотрены ящики для хранения обуви, а также к ней прикреплена лестница для подъема на верхние полки.
Российская адаптация
Российские дизайнеры, судя по всему, развили эту идею. Помимо отсеков для обуви, они предлагают разместить на колонне стол и несколько шкафчиков для личных вещей. Лестница же в нашем проекте вернулась на свое традиционное место. Дополнительные столики также планируется установить рядом с каждым пассажирским местом.
Пространство за колонной на российских рендерах скрыто, но в австрийском варианте видно, что там, где в привычных нам плацкартах находится столик, расположен сплошной диван.
Еще одна деталь: в австрийском проекте рундук (нижнее багажное отделение) открывается только наполовину, что ограничивает его вместимость.
Судя по одному из изображений, российские разработчики переняли и эту особенность — рундук в их концепции также открывается лишь частично.
Здесь стоит напомнить, что в настоящее время российские вагоностроители выпускают вагоны вовсе без рундуков, ссылаясь на ужесточение антитеррористических требований. Почему эти же требования не стали препятствием для концепта с рундуками — вопрос, который пока остается без ответа.
Перспективы проектов
Так каково же будущее этих двух проектов — австрийского и российского?
На сайте австрийского перевозчика OBB NightJet указано, что поезда с такими инновационными вагонами должны поступить в эксплуатацию уже в 2022 году.
Что касается российского проекта, то его судьба пока не так ясна и определенна.
Как заявлял заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта «Трансмашхолдинга» Александр Лошманов, макеты нового вагона, вероятно, будут представлены публике в конце лета или начале осени 2019 года.
Если дизайн получит одобрение, его планируется внедрять в рамках производства двухвагонных сцепов модели «2019», которые уже налажены на Тверском вагоностроительном заводе.
«В новых вагонах запланированы современные перегородки, создающие индивидуальные пространства для пассажиров, новые системы хранения багажа, специальные места для обуви и дополнительные столики. Перегородка будет трансформируемой: если едут двое, ее можно задвинуть, объединив пространство. При этом мы сохраним и стандартные зоны плацкарта, так как это продиктовано требованиями безопасности. Мы создаем персонализированное пространство для каждого пассажира и рассматриваем этот проект, в первую очередь, как ночной экспресс», — пояснил Лошманов.
