Зачем Христос крестился? Толкование Евангелия от Матфея 3:1

Толкования на Мф. 3:1

Свт. Иоанн Златоуст

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

О каких именно днях здесь идет речь? Если мы обратимся к Евангелию от Луки, то увидим, что Иоанн вышел на служение не в тот период, когда Иисус был еще отроком и жил в Назарете, а спустя тридцать лет. Почему же Матфей пишет «в те дни»? Дело в том, что в библейских текстах такой оборот часто используется не только для описания событий, следующих непосредственно одно за другим, но и для обозначения дел, разделенных долгими годами. Например, когда ученики на горе Елеонской спрашивали Христа о Его Втором пришествии и о судьбе Иерусалима — а между этими событиями лежит огромный промежуток времени — Он, закончив речь о разрушении города и переходя к концу мира, сказал: «тогда». Этим словом Он не смешивал эпохи, а лишь указывал на время, когда наступит кончина века. Точно так же и здесь слова «в те дни» отсылают нас не к ближайшим событиям, а к тому периоду, в который должно было совершиться то, о чем намерен рассказать евангелист.

Почему Христос пришел креститься в тридцать лет?

Возникает вопрос: почему Иисус пришел к Иоанну именно в тридцатилетнем возрасте? Причина в том, что после этого крещения Ему предстояло положить конец ветхозаветному закону. Чтобы никто не мог сказать, что Он отменяет закон из-за неспособности его исполнить, Христос в совершенстве соблюдал все его предписания на протяжении всего того возраста, когда человек наиболее подвержен грехам. Ведь страсти действуют в нас неодинаково в разные периоды жизни: в юности чаще властвуют неразумие и малодушие, в зрелости сильнее проявляется похоть, а позднее — любостяжание. Пройдя через все эти этапы и в каждом из них исполнив закон, Христос лишь затем принимает крещение, завершая этим полное соблюдение всех заповедей. Сам Он подтверждает это, говоря: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Этим Он как бы говорит: мы исполнили всё, что предписано законом, не нарушили ни одной заповеди; и поскольку осталось лишь одно крещение, мы должны добавить и его, чтобы исполнить всякую правду. Под «правдой» здесь понимается именно полное соблюдение всех установлений. Вот главная причина, по которой Христос пришел креститься.

Миссия Иоанна Крестителя

Но что побудило самого Иоанна начать крестить? Согласно Евангелию от Луки, сын Захарии приступил к этому служению не по собственному почину, а по прямому Божьему велению: «Был глагол Божий» к нему (Лк. 3:2). И сам Иоанн свидетельствует: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего» как голубя, «и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33). Какова же была цель его миссии? Креститель сам объясняет это: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31). Однако если это была единственная причина, то как понять слова евангелиста Луки: «Он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3:3)?

Важно понимать, что крещение, совершаемое Иоанном, само по себе не давало прощения грехов. Это прощение стало возможным лишь благодаря крещению, дарованному нам позже, во Христе. В христианском крещении мы соумираем и совоскресаем со Христом, наш ветхий человек распинается с Ним. До крестной жертвы Христа нигде не встречается отпущения грехов — оно повсюду приписывается только Его Крови. Апостол Павел ясно говорит: «Но омылись, но освятились» не крещением Иоанновым, но «именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). И в другом месте он уточняет: «Иоанн крестил крещением покаяния», — и не добавляет «отпущения», — «чтобы веровали в Грядущего по нем» (Деян. 19:4). Действительно, как могло быть даровано прощение, когда еще не была принесена искупительная жертва, не сошел Дух Святой, грехи не были изглажены, вражда не прекращена, а проклятие не снято?

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Толкование на Евангелие от Матфея 3:1.