Подготовка к осеннему эндуро-путешествию: Полтава — Карпаты — Крым

Эту историю я впервые опубликовал ещё в 2013 году на сайте «Эндуро и Путешествия». Это рассказ от первого лица о моём одиночном путешествии на мотоцикле из Полтавы. Если вам понравится начало, я обязательно опубликую продолжение.

В этом предисловии я хочу поделиться тем, как готовился к походу: какие доработки сделал на мотоцикле, как подбирал экипировку и одежду для осенней поездки, а также как организовал крепление всего необходимого груза.

Идея и старт

Сентябрь 2013 года — золотая осенняя пора для любого путешественника и особенно для эндуриста. Это идеальное время: уже нет изнуряющей летней жары, которая мешает на бездорожье, но ещё и не наступили морозы, делающие ночёвки в палатке некомфортными. Ещё в августе у меня созрела мысль, что это прекрасное время нужно использовать по максимуму. Звёзды сошлись удачно, и 3 сентября мы с моим мотоциклом по кличке Джеблик отправились в путь.

Модификации мотоцикла

Я произвёл несколько важных доработок на своём железном коне:

Бензобак. Штатный бак на 17 литров был заменён на 22-литровый от Acebris, модель от Honda XR, которая после небольших переделок идеально встала на место.

Подогрев ручек. Установлены ручки с подогревом от компании Saito мощностью 40 ватт с плавной регулировкой. Это крайне важный апгрейд, который позволяет комфортно ехать даже при температуре около нуля и в дождь.

Питание для гаджетов. За ветровым стеклом я закрепил небольшую поясную сумку, в которой лежали литий-ионные аккумуляторы. Я заряжал их от прикуривателя в дороге, чтобы на стоянках, когда двигатель выключен, иметь возможность заряжать планшет, фотоаппарат и телефон.

Прикуриватель и его эволюция. Прикуриватель был подключён напрямую к аккумулятору. Однако опыт длительных поездок показал, что обычные автомобильные USB-зарядки в жёстком креплении быстро выходят из строя, вероятно, из-за вибрации. Временное решение, которое стало постоянным, оказалось гениально простым: к левому зеркалу на хомут я прикрепил китайский разветвитель на два гнезда с USB. Чтобы в нём не скапливалась вода, я просверлил в дне дренажные отверстия. Этот дешёвый девайс прожил целый год, пережив все осадки.

Навигация. На правой стороне руля разместилось крепление Lifeproof для моего телефона, который служил и навигатором. Чехол Lifeproof полностью водонепроницаем (я проверял, снимая видео на глубине двух метров в Чёрном море), поэтому такое решение для меня оптимально.

Помощник для запястья. На ручку газа установлен съёмный пластиковый лепесток — throttle assistant. Эта штука спасает запястье от усталости на долгих прямых участках: не нужно постоянно тянуть ручку, достаточно давить на лепесток весом руки. На бездорожье, где нужен активный контроль, я его снимаю.

Защита рук. Установленные дуги отлично защищают рычаги тормоза и сцепления при падениях в лесу, а также служат защитой от ветра на трассе.

Свет. Поставил ксеноновую фару на 35 ватт чистого белого света (6000К). На дороге она показала себя просто изумительно, а штатный рассеиватель на Джеблике справился на отлично.

Комфорт для «пятой точки». Перешивать сиденье не стал. Вместо этого использовал надувную подушку AirHawk II, которая уже зарекомендовала себя в прошлых поездках, позволяя комфортно преодолевать до 1300 км в день. Правда, на бездорожье её лучше снимать — она приподнимает посадку и усложняет управление.

Колёса TUBLISS. Эта система превращает обычные колёса с камерами в подобие бескамерных. Главные плюсы: можно ехать с очень низким давлением (даже 0.4 атм.) без риска разбортировки, а проколы чинятся обычными автомобильными жгутами, без необходимости снимать колесо. Вероятность быстрой и полной потери давления минимальна.

Багаж и экипировка

Багажная система и сумки

На мотоцикле установлена качественная и лёгкая багажная система харьковского производства. Меня смущало лишь отсутствие точек для крепления сетки или стяжек. Я устранил этот недостаток, приварив в нужных местах шайбы. Вышло не очень эстетично, зато надёжно.

На систему были установлены сумки Motovoron. Эти недорогие сумки объёмом около 18 литров каждая прошли со мной через многое и в итоге доставили содержимое в сохранности, хотя после поездки их состояние было плачевным. Думаю, большинство обычных сумок на эндуро ведут себя похоже.

Их недостатки:

1. Не водонепроницаемы. Нельзя просто помыть их из кёрхера, не намочив вещи внутри. Упаковывать всё в сухие мешки (dry bags) не очень удобно, так как сумки для меня — это быстродоступный несессер.

2. Плохие молнии. Только одна из шести работала нормально через год использования. Совет: при покупке обращайте внимание на молнии, лучше всего — YKK.

3. Ненадёжные крепления. Пластиковые крепёжные элементы вышли из строя в первую же поездку. Меня выручили нож и пластиковые хомуты. Я прорезал отверстия в боковинах сумок и притянул их хомутами к приваренным шайбам. Позже ткань в местах разрезов порвалась от нагрузки. Лучше было бы проплавить отверстия паяльником или установить металлические люверсы.

Верхняя сумка и её содержимое

На штатный багажник (на котором до сих пор красуется шутливая наклейка «не грузить более 3 кг») я установил 60-литровую водонепроницаемую сумку Terra Incognita Aqua. Кому-то это покажется много, а для меня — в самый раз.

В неё я упаковал:

• Зимний спальный мешок Terra Incognita Asleep 400 (до -20°C, проверено до -10). Широкий, метровой ширины — королевское удовольствие для одного и возможность спать вдвоём.

• Двухместную палатку Quechua Quick Hiker (2.7 кг) с двумя тамбурами. Ставится и убирается за минуту, что критически важно после тяжёлого дня в седле.

• Самонадувающийся каремат толщиной 3.8 см для комфортного сна. Усталость в многодневных походах накапливается, поэтому на отдыхе я стараюсь создать максимум удобств.

• Большой кусок флиса (1.8х1.2 м) для вечерних посиделок у костра.

• Продукты, газовую горелку с большим баллоном (хватает на 10-14 дней), котелок, посуду и чайник.

• Самонадувающуюся подушку и сменное бельё (3 пары носков, 2 футболки).

Крепление и мелкие, но важные детали

Большую сумку я притягивал сеткой. Для асфальта этого хватает, но на бездорожье обязательно нужно использовать жёсткие багажные стяжки на трещотках. Всё, что кладётся под сетку, должно быть пристёгнуто карабином! Я много чего растерял в горах, когда поехал только с сеткой. Теперь считаю эти потери платой богам Гор за проезд.

Под сетку на карабин крепился дождевик в чехле (который я, увы, тоже потерял в том походе из-за отсутствия карабина). Интересно, что после его потери дождей не было. На обратном пути я приобрёл уже комбинезон.

К задней части багажника на стяжках был прикреплён складной стульчик со спинкой. Над ним многие смеялись, но только до первой стоянки. Он же служил упором для большой сумки, не давая ей сползать назад. Когда еду один, я смещаю сумку так, чтобы она упиралась мне в поясницу — это очень помогает на долгих перегонах.

Выезд и экипировка водителя

Я люблю выезжать ночью, в самое холодное время. Так можно сразу понять, достаточно ли тепло ты оделся. Лучше вернуться через 10 км, чем мёрзнуть следующей ночью.

И вот он, момент выезда. Навьюченный Джеблик (а «Djebel» по-арабски — «гора») невозмутимо стоит передо мной. Я провожу последнюю проверку.

На мне надето: термобельё, флисовая кофта с карманами на молниях, мотоботы Forma Adventure, поверх них — вентилируемые штаны (в горах это оценят!). Куртка — Speed'n'strength, с отличной защитой и продуманными деталями. На голове — эндуро-шлем, на руках — тёплые кожаные перчатки. Большой ошибкой было забыть наколенники — после многочисленных неспешных падений колени болели ещё две недели после возвращения.

Проверяю багаж. Одна из затяжек на боковой сумке оторвалась. Беру себе за правило: каждый раз перед поездкой и после неё обходить мотоцикл и внимательно осматривать его и груз. Позже, когда двигатель остынет, проверяю уровень масла. Каждое утро — давление в колёсах TUBLISS и покрышках.

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Из Полтавы в Крым. Через Карпаты. Часть 1. Предисловие..