В начале всё дело оказалось в стульях. О трёх ногах.
Когда работаешь в особенном месте, не всегда есть время обратить внимание на детали. А тут я внимательно рассмотрела картину неизвестного голландского художника "Внутренний вид Саардамского домика Петра I", написанную в начале XVIII века. Об этом здесь.
Полотно очень маленькое - всего 24,5х31,7 см. Но на себя обращают внимание стулья - три ноги для пользования достаточно неустойчивая конструкция.
Тут же вспомнила, что видела стул необычной формы на картине
"Тайная вечеря" и полезла в свои фотоархивы. Нашла это полотно
среди экспонатов музея Грёнинге в Брюгге (Бельгия). Автор Питер
Пурбус (1523/24-1584).
Видите? На переднем плане мальчик пытается поднять упавший стул
на трёх ногах. Или, возможно, он не даёт упасть стулу. Похоже, Питер Пурбус этой деталью даёт понять, насколько неустойчиво положение Иуды на прощальном ужине - он ещё друг и ученик Иисуса, но Спаситель уже знает о его измене.
Я была в полной уверенности, что сейчас блесну своими познаниями
в мебели (моя первая специальность "техник-технолог мебельного производства", об этом здесь).
Но тема трёхногих стульев оказалась не настолько интересной, нежели творчество автора "Тайной вечери", где кроме Иисуса и 12 учеников, присутствуют ещё два персонажа - мальчик, которого мы уже рассмотрели, и входящая в дверь Sмерть (справа).
Обратите внимание: Как выглядит сейчас Хасавюрт - город, в котором подписали мир в первой чеченской войне 24 года назад (плохо выглядит).
Иуда и она уже движутся навстречу друг другу. Их встреча неизбежна...* * *
Питер Пурбус родился в Гауде (Нидерланды), где варят сыр с XII века.
Этот сыр считается старейшим в Европе.
В Средние века между Гаудой и Брюгге были тесные контакты - пиво рекой лилось из Гауды в Брюгге, который славился своими живописцами. Туда и отправился 19-летний Питер, чтобы набраться знаний
и прославиться как художник - амбиций ему было не занимать!
Он даже смог стать членом Гильдии скульпторов и шорников.
Но Питер не был своим в этом кичливом городе, и в документах после полного имени Питер Янсинс Пурбус ему приписывали обидное слово "vrymde" ("чужак") - жители Брюгге всех делили на "своих" и "пришлых".
Положение Питера Пурбуса спасла женитьба на Анне - дочери своего учителя по живописи Ланселота Блонделя, который был известным художником и одним из влиятельных жителей Брюгге.
Такой ход принёс обоюдную выгоду - Блондель получил зятя
и позже наследника, а Питер - положение в обществе и преимущество
в карьере.
Для Брюгге это был не первый случай мезальянса - вспомним Иеронима Босха, который после удачной женитьбы рисовал своих монстров,
ни в чём себе не отказывая, - средств жены хватило ему до конца жизни. Об этом здесь.
Но Питер был талантлив. Думаю, что он нашёл бы свою нишу среди художников и без протекции тестя. Просто это случилось быстрее и более выразительнее - стиль Питера Пурбуса привнёс в многолетние традиции местной школы живописи новаторские, до селе неведомые приёмы.
Кроме полотен на религиозные темы, Питер прославился как лучший портретист своего времени. Это приносило ему множество заказов
от духовенства, знати и купцов - все спешили заполучить Мастера себе.
Питер ещё не датировал свои полотна. Поэтому точное время написания "Портрета благородной молодой дамы" смогли определить только в 2017 году, когда тщательно изучили фасон платья и кружевной воротник незнакомки, а также провели инфра-красный анализ полотна.
Перед вами - признанный экспертами и историками живописи лучший образец работы Питера Пурбуса "Портрет благородной молодой дамы", написанный им в 1554 году. Картина находится в частной коллекции.
Питер Пурбус по значимости и славе превзошёл своего тестя Ланселота Блонделя.
Он получал заказы от королевских домов Фландрии, Испании и Австрии,
а своё мастерство довёл до совершенства - его мазки были настолько гладкими, что походили на эмаль. В качестве присяжного Гильдии живописцев Питер оценивал качество работы своих коллег в спорах
с их нанимателями.
А по заказу городских властей Брюгге Питер Пурбус составил топографически грамотную и на тот момент самую точную карту местности, опередив своё время, - он использовал метод триангуляции, когда два человека с двух разных точек измеряют углы. На этом принципе основаны современные геодезические измерения.
Питер Пурбус оказался не просто человеком своего времени.
Он был на шаг впереди XVI века. Чем не фламандский да Винчи? ?
Статьи, которые вам обязательно понравятся:
Гений морозного воздуха
Современный мир в ловушке Средневековья
Взгляд на жизнь с необычного ракурса
Обычная ящерица на гениальной подделке века
Если вам понравилась моя статья, ставьте
лайки, комментируйте, задавайте вопросы
и подписывайтесь на мой канал.
До новых встреч!
Ваша Белая Орхидея
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Он приехал в город художников, и репутация живописцев пошатнулась.