Недавно я поделилась исследованием о том, что составляло основу рациона якутов в восемнадцатом столетии, и с удивлением столкнулась с активным неприятием этой информации со стороны некоторых читателей. Многие отказывались верить, что их предки могли употреблять в пищу то, что сегодня кажется абсолютно несъедобным и даже отталкивающим.
Иллюстративное фото (не якуты)
Типичная реакция выглядела примерно так:
"Про послед [автор] соврал, фантазия у тебя извращенная какая-то. Мы саха-якуты, вообще-то, брезгливый народ. Едим только все то, что люди едят и в других местах... я тут больше полвека живу, вырос в деревне, но чтобы кто-то ел послед от животного, слышу впервые."
Заблуждение современного взгляда на историю
Меня особенно поражает эта тенденция — оценивать быт и традиции прошлых веков через призму современных норм и представлений. Разве можно объективно судить о реалиях XVIII века, исходя из комфорта и пищевых привычек XXI столетия? Мне кажется, такой подход в корне неверен.
Возьмем, к примеру, коровий послед. Да, сегодня сама мысль об этом как о продукте питания вызывает если не отвращение, то как минимум сильное недоумение. Но так ли это было триста лет назад? Для людей того времени, живших в суровых климатических условиях с ограниченными ресурсами, это вполне могло быть не просто едой, а ценным и даже праздничным блюдом.
Свидетельства исследователей эпохи
И это не предположения, а факты, зафиксированные учеными и путешественниками, которые непосредственно наблюдали жизнь сибирских народов в тот период.
1. Я.И. Линденау — российский исследователь, участник Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.), подробно изучавший народы Сибири. В своих записях он отмечал: "Когда кобыла ожеребится или корова отелится, то послед ее без соли варили и съедали."
2. Герхард Фридрих Миллер (Фёдор Иванович Миллер) — историограф, академик Петербургской академии наук, живший в 1705-1783 годах. В труде "Описание сибирских народов" он писал: "Якуты едят даже последы кобыл и коров и считают их за такое лакомство, что приглашают на него в гости своих ближайших родственников и лучших друзей. Последы также не моют, а, как есть в крови, немного поджаривают на огне на тонких лучинках и затем поедают".
Еда как часть культурного кода, а не повод для стыда
Сегодня некоторые, судя по всему, испытывают неловкость или даже стыд за гастрономические практики своих предков. По-моему, это совершенно необоснованно. Кулинарные традиции — это адаптация к окружающей среде, способ выживания и часть культурной идентичности. Люди во все времена имели полное право употреблять в пищу то, что считали вкусным, питательным и доступным в их реалиях.
Это могло быть и сырое мясо, и ферментированные продукты вроде копальхена (который из-за специфики приготовления и образования бактерий может быть опасен для неподготовленного человека), и содержимое желудка оленя, и множество других блюд, непривычных для современного городского жителя. Это не "гадость", а историческая данность и пример человеческой изобретательности.
