Автостопом на Кавказ. День 3. "Ростов, Старочеркасская и ночевка в Монастыре".

    Путь в Ростов

    Проснувшись, с удивлением обнаружил, что не простудился под вчерашним ливнем с градом. За окном чистое небо! Прогноз пока не сбывается, чему я очень радуюсь. А вот кроссовки так и не высохли, поэтому придется ходить снова в шлепках.

    Быстро собираемся и завтракаем, Капс уже опаздывает на работу, а ему еще нужно закинуть меня на вокзал. Вчера меня решили отправить в Ростов на электричке, так как стоит она дешево и едет сразу в центр. Приехали на вокзал, быстро попрощались с Капсом и вот я уже стою на вокзальной площади и наблюдаю быстро удаляющуюся вдаль восьмерку.



    Автостопом на Кавказ. День 3.

    Турникетами тут и не пахнет, но местные подсказали, что в Ростове на выходе с платформы они есть. Покупать билет мне совсем не хотелось и я погрузился в раздумья. Доехать на элке до Ростова, побегав от контролеров, и там искать как выбраться в город минуя турникеты? Не, страшно. Кто знает насколько тут добрые контролеры и смогу ли я найти выход в Ростове быстрее, чем меня поймают ЧОПовцы.

    Пришла в голову мысль о том, что можно поехать в вагоне товарняка. Давно хотел такое попробовать, но все никак не было возможности. Но это нужно идти на товарную станцию, как то искать там нужный поезд, не известно еще во сколько он отправится, плюс в Ростове он прибудет на товарную станцию, а это где-нибудь в пром-зоне. Очень долго. Короче, я решил, что может и не быстрее, но точно дешевле будет добраться проверенным методом — автостопом.

    Становлюсь популярным

    До выезда из города решил добраться пешком, тут не далеко, может километра 3. В шлепках с тяжелым рюкзаком идти так себе удовольствие, но залезать в мокрые кроссовки совсем не хочется. Погода потрясающая, не жарко (около +23), туч не видно даже на горизонте. Настроение поднимается, ура.

    Пришел на выезд из города, буквально через 10мин поймал первую машину до развилки, где трасса из Ростова разделяется на окружную и дорогу в город. Высадили меня немного раньше этой развилки и я спокойненько пошел в сторону трассы на Ростов. И тут случилось вообще нежданное. Мне сигналит серый ниссан и останавливается передо мной. (Я просто шел по обочине, даже до перекрестка не дошел еще) Вылезает парень лет 35ти, спрашивает куда мне и берет с собой до Ростова. Оказывается, он видел меня еще когда я стоял на выезде из города, но не взял там, так как заезжал по делам. Оказался очень приятным в общении мужиком, рассказал что можно в Ростове посмотреть. Посоветовал найти креативное пространство по адресу ул. Суворова 52а и парамоновские склады — затопленные старые здания, любимое место всех Ростовских фотографов. Еще посоветовал съездить в станицу Старочеркасскую, родине донского казачества.

    Высадил он меня перед въездом в город — сам он сворачивал на окружную Ростова. Попросил сфотографировать меня на память. Я удивился, с чего бы это, но отказывать не стал. Так у него появилось фото меня с рюкзаком, а у меня селфи с ним))

    Автостопом на Кавказ. День 3.
    Автостопом на Кавказ. День 3.

    И снова на окраине без денег

    На въезде в город пост ДПС, рядом с ним стоит военный урал, ходят солдаты в полном боекомплекте, проверяют машины, въезжающие в город. Не обделили и меня вниманием. Подхожу к посту — меня встречает полицейский. «Куда? Откуда? С какой целью?» Рассказываю, что путешествую, вот Ростов смотреть еду, из Таганрога на попутке доехал. Спрашивает, интересно ли мне так кататься)) Проверил документы и отпустил восвояси, досматривать не стал.

    Чуть дальше поста — остановка автобусов. Выяснилось, что на одном автобусе в центр не доедешь — минимум два. Ладно, нужно хоть до куда-нибудь доехать, денег то нет.



    Решил для начала попробовать остановить машину, может удастся еще немного в центр проехать автостопом. Минут 10 постоял и решил не тратить больше время.

    Просить деньги на проезд у прохожих уже не так страшно, но проблема в другом — не у кого. Тут такая окраина и промзона вокруг, что только одни бабульки на остановке, да мужики сомнительного вида, скорее дадут по роже, чем на проезд. Но вот стоит женщина лет 40, попробую ка у нее попросить. Ура, успех, у меня есть деньги на билет. В автобусе разговорились с этой женщиной, рассказал откуда еду, где уже был. В конце концов она мне дала денег еще и на второй автобус, который довез меня уже до самого центра.

    Ростов-папа

    Приехал в центр, пока вокруг ничего, что могло бы напоминать площадь или центральный проспект, но ничего — разыщем. Решил прямо на автобусной остановке переобуться. Кроссовки высохли на солнце, да и ходить в шлепках по Ростову вообще не хочется. Заодно съел пирожки, которые мне дала с собой супруга Василия Ивановича. Они конечно все раздавились внутри рюкзака, но от этого не стали менее вкусными.

    Посмотрел на карту, выбрал примерное направление в сторону, где может быть что-то интересное и пошел искать приключения. Пришел на площадь советов, в центре не Ленин, а памятник первой конной армии, дух казачества уже начинает чувствоваться. Тут же правительство области и красивое здание конторы государственного банка.

    Автостопом на Кавказ. День 3.
    Автостопом на Кавказ. День 3.

    Попробовал наладить контакт с местными. Две пары девушек достаточно настороженно отреагировали на меня, город показывать не захотели, да и подсказать что посмотреть можно толком не смогли. Ну да ладно, не судьба значит. Поймал семью, катающуюся по городу на велосипедах. Те мне рассказали, что центральная улица города — Большая Садовая и в основном все интересное на ней. Ул. Суворова идет параллельно ей и креативное пространство где-то там. Парамоновские склады, по их словам, где-то ближе к набережной, но где точно они мне так и не объяснили. Ну что ж, пойду найду креативное пространство для начала, интересно все же что там такого креативного.

    На улицах очень много полицейских. Но от этого не страшно, а скорее спокойно. Все они в летней форме, обязательный атрибут — шикарные усы. Город большой, современный, совсем не похож на провинцию. Улицы ухоженные, молодежь гуляет, вокруг самые разные магазины, в том числе и достаточно дорогие. Много парков и скверов, в них здорово прятаться от палящего южного солнца летом. Как же мне, однако, нравится этот город с его атмосферой.

    Креативное пространство (называется «c52») — это по сути мини московский flacon — место сбора хипстеров с магазинчиками разных крафтовых товаров и не дешевыми закусочными. У входа на стульях сидят парень с девушкой, спросил что у них здесь интересного есть. Сказали, что у них есть много интересного, но нет света, поэтому ничего увидеть я не смогу. Набрал у них воды и пошел смотреть город дальше.



    Автостопом на Кавказ. День 3.
    Креативное пространство "c52"

    Дошел я до какого-то отеля и тут, возле него, на парковке я увидел то, от чего у меня просто отвисла челюсть. Стоят ретро-автомобили, американцы 50х-70х годов: пикапы, кабриолеты, маслкары, чего там только не было. Я столько красоты видел только когда был в музее Retrocarshow в Санкт-Петербурге. А тут они не за ограждениями, они ездят! Ребята были на фестивали ретро автомобилей в Керчи и сейчас своим ходом возвращаются в Москву. Может вы и не поймете моего восхищения, но я просто фанатею от старых американских авто и я просто писался от восторга, видя все это вживую.

    Автостопом на Кавказ. День 3.
    Автостопом на Кавказ. День 3.
    Автостопом на Кавказ. День 3.

    Дойдя до очередного сквера, я решил, что ничего интереснее ретро машинок я уже не увижу и пошел искать парамоновские склады. Нашел я их достаточно быстро. Ожидания мои не оправдались от слова совсем.

    Раньше они действительно были частично затоплены и в них купались местные жители. Теперь же бассейн спустили, а родники, наполнявшие его, закрыли в трубу. Склады являются памятником федерального значения. По факту же просто заброшка, где бухают и купаются в ручье местные алкаши.

    Автостопом на Кавказ. День 3.
    Парамоновские склады в наши дни

    А я спускаюсь на набережную. Время около 2 часов дня, а в Ростове я уже кажется посмотрел все интересное. Меня послезавтра ждут в Краснодаре, но пока нужно еще двое суток где-то быть и желательно при этом смотреть что-то интересное.

    Решил поехать в станицу Старочеркасскую. Добраться можно и автостопом, тут не далеко, но я решил попробовать другой способ. Мне сказали, что до станицы ходит корабль по Дону. Вписаться на него я и решил попробовать. Попытка провалилась по причине отсутствия каких-либо кораблей, плывущих сегодня в ту сторону. Оказывается, ходит он всего пару раз в день, по выходным. Плюс на входе на причал турникеты и даже если бы сегодня был выходной — врятли бы мне удалось уговорить капитана взять меня бесплатно. Поэтому решил досмотреть набережную и пойти обратно в центр, искать автобус на выезд из города.

    Автостопом на Кавказ. День 3.

    На набережной предпринял еще одну попытку познакомиться с местными. Две девушки встретили меня холодным «Мы не знакомимся». Так и запомнился мне Ростов городом, в котором девушки совсем не любят знакомиться))

    Посидел на лавочке в тени, отдохнул немного (с рюкзаком гулять не так просто) и пошел в гору. От набережной до центра города — крутой уклон, градусов 30, не меньше. Долго ли, коротко ли, я его преодолел и вышел к центральному собору.



    Ростов — город контрастов, здесь в центре города под стенами собора расположился рынок с овощами, фруктами, одеждой и всем всем всем. Прошел чуть дальше — нашел пешеходную улицу (аля арбат) и центральный парк им. Горького.

    Нет, мне определенно нравится как выглядит этот город: такой южный, солнечный, зеленый, чистый. И люди, хоть и не все идут на контакт, в большинстве своем отзывчивые и приветливые.

    Автостопом на Кавказ. День 3.
    Автостопом на Кавказ. День 3.

    Станица Старочеркасская

    Нашел способ, которым, по примерным расчетам, можно быстрее всего добраться до станицы. Нужно сесть на автобус и доехать до станции электрички, оттуда проехать на ней еще 4 остановки и дальше уже автостопом всего несколько километров. Остановка совсем рядом с парком, далеко идти не пришлось. На ней нашел еще двух девушек, лет 20 на вид, попросил у них денег на проезд. На проезд подкинули, еще и познакомиться не отказались, приятно пообщались, пока ждал автобус.

    Электричка идет по берегу Дона, по виду из окна кажется, что ты и сам плывешь, земли не видно.В автобусе 4 бабульки чуть не подрались, пока спорили, подсказывая мне на какой остановке лучше выйти. Еще 2 позаботились чтобы я не проехал нужную остановку. Вышел из автобуса, электричка через 15мин. Пока шел до станции, со мной еще разговорилась женщина, с которой мы ехали в одном автобусе. Какие же открытые тут люди.

    А вот и электричка, всего 4 вагона. Захожу в вагон — в нем контролеры. Бегать тут не получится. Мало того, что электричка короткая, так еще и платформы все низкие, замучаешься с рюкзаком спрыгивать и забираться обратно. Думаю, была не была, попрошу чтоб не выгоняли. Подхожу, говорю: «Я бы может и рад вам заплатить, да нечем. Разрешите 4 станции проехать, не выгоняйте пожалуйста.» И ведь разрешили))

    Моя станция, благодарю еще раз контролеров, выхожу. Метрах в 50ти над железной дорогой мост, по которому машины едут уже только в одном направлении — в станицу. Сквозь бурьян забираюсь на него и иду дальше по дороге, на мосту все равно никто не остановится. Даже здесь, на маленьком старом автомобильном мосту стоит фигурка казака с шашкой на коне из металла. Все пропитано духом казачества.

    Автостопом на Кавказ. День 3.

    Не успел спуститься с моста — вижу машину в нужном мне направлении. Вообще не ожидал, что остановится здесь, но нет, мне велят быстрее запрыгивать и вот я уже еду в станицу.



    Столица донского казачества

    По сути своей станица Старочеркасская — большая деревня, многоквартирных домов вообще нет. Деревня эта основана в 1569 году (тогда еще город Черкасск). В 1637 отсюда выходили в поход казаки, в последствии взявшие турецкую крепость Азов и оборонявшие ее 4 года. Турки же в отместку сожгли Черкасск. Вообще горел он не единожды и после очередного пожара в 1744 году его так полностью и не восстановили. В 1804-ом атаман решил перенести столицу в новый город — Новочеркасск. После этого город стал именоваться Старочеркасском, а в конце 19 века и статус город потерял, стал станицей.

    Еще одной причиной переноса были постоянные наводнения из-за разлива Дона. Кстати, в связи с этим у некоторых старых двухэтажных домов здесь есть особенность — первый этаж каменный, второй — деревянный. Так строили чтобы наводнение не разрушило дом. На время разлива все вещи просто переносили на второй этаж, а первый благополучно заполнялся водой.

    Автостопом на Кавказ. День 3.
    Автостопом на Кавказ. День 3.
    Автостопом на Кавказ. День 3.
    Автостопом на Кавказ. День 3.

    Старочеркасская — достаточно популярное по местным меркам место. Туристы едут посмотреть на старый казачий город, церкви и монастырь. Для них местные тут же продают разные сувениры. Ростовчане приезжают на выходные — отдохнуть от города, искупаться в Доне. Станица живет своей размеренной жизнью. Местные гуляют семьями с детьми в центральном сквере. Здесь же рядом археологи ведут раскопки. Поселение очень ухоженное, все газоны подстрижены, мусора на улицах нет. И знаете, не чувствуется какого-то духа подмосковного ПГТ. Нет на улицах молодежи, похожей на гопников, которые обычно частое явление в подобных небольших поселениях. Очень приятное место для тихой, размеренной жизни.

    Новые знакомства

    Погулял я немного по станице, время близится к вечеру, нужно думать о том, где ночевать. Решил поставить палатку, надоело ее уже просто так носить в рюкзаке. Места здесь живописные на берегу Дона, да и погода радует, дождя нет и вроде не должно быть ночью.

    Пошел на берег, нашел пляж, прекрасное место для ночлега. Но он огорожен и очень похож на частный. Неподалеку за столиками сидят две девушки, пиво пьют, общаются. Дай, думаю, у них спрошу про возможность ночлега здесь. «Палатку поставить можно, но стоить это будет 500р» — отвечают мне. Пляж действительно частный и хотя все и могут тут бесплатно купаться, но за все дополнительные услуги (столики, мангалы, место для палатки) нужно платить. У людей здесь бизнес, ростовчане, приезжающие отдохнуть на выходных делают им хорошую выручку.

    Автостопом на Кавказ. День 3.

    Идти дальше по берегу дона и искать место для палатки мне уже не хотелось и я решил просто сесть пообщаться с этими девушками (благо выглядели они достаточно открытыми к общению), а дальше уже что-нибудь придумаю, может они же и позовут на ночлег. Сидели общались мы часа 2 точно. Девушки работают здесь же, в баре на пляже. Одна из них рассказывала, что раньше тоже жила в Москве, но в конце концов вернулась сюда — на родину и ничуть не жалеет об этом. Многие москвичи думают, что все возможности именно в Москве и если уехать за ее пределы — жить будет сложнее, работы нормальной не будет, жизнь скучной будет. А все на самом деле не так. Люди прекрасно живут и за ее пределами. И далеко не все из них стремятся в столицу. Многих вполне устраивает их жизнь в провинции. И не из-за того, что боятся переехать в новое место, просто им тут действительно хорошо без всей этой суеты.

    Автостопом на Кавказ. День 3.

    Монастырь

    Девушки на ночь к себе меня не позвали, но зато предложили другую идею. Иди, говорят, в монастырь попросись на ночлег, там тебе не откажут, скажи, главное, что ты православный, если будут спрашивать. Хотели даже позвонить местному батюшке, договориться, да тот трубку не брал. На улице темнеет, девушки собираются закрывать бар и расходится. Вот и начальник их подъехал (к вопросу о том, что за мужик на фото). Ну, думаю, была не была, пойду в монастырь. Выходить из зоны комфорта, так по полной.



    Пришел в монастырь, сижу на лавочке, жду пока пройдет кто-нибудь из служителей монастыря. А вот и мужчина в рясе. «Добрый вечер, меня зовут Владислав. Прошу прощения за беспокойство, но я путешествую и вот сегодня оказался в станице, ищу место где можно переночевать.» — обращаюсь я к нему. На это он мне ответил что-то вроде «Все мы путешественники в этой жизни, но дорога у нас у всех одна — к богу.» Я понимающе посмотрел на него и он продолжил: «Я послушник и не могу тебе помочь. Ищи кого-нибудь из священников, он будет с крестом на груди». Священник не заставил себя долго ждать. На мое обращение ответил он, что тоже не может мне помочь, так как по статусу не может распоряжаться гостеприимством монастыря. Но, говорит, после вечерней службы, ты сможешь обратится к священнику, который сможет тебе помочь.

    Вот люди стали собираться на вечернюю службу, священники и обычные люди подтягиваются в церковь. Тут и бабушки с дедушками и взрослые и молодые, православие здесь в почете у всех возрастов и в соборе далеко не пустынно. Я тоже зашел в храм и отстоял службу. Оговорюсь, что я крещеный и воспитывался в православной семье, поэтому к церкви отношусь нормально, хотя и считаю, что вера должна быть не в храме, иконах и службах, а внутри человека.

    После службы мне показали священника, который мог бы мне помочь, его зовут отец Никон. Он меня выслушал и разрешил остаться в монастыре на ночь. Мы с ним пошли в закрытую часть монастыря, где у меня охранник забрал паспорт на ночь, обещав отдать утром. Вот тут я напрягся, но решил, что без моей воли меня тут все равно никто не удержит, поэтому пусть будет так, раз так заведено. Спать я буду не в монастыре, а в доме с послушниками — он на другом конце станицы, туда меня проводит один из послушников. Отец Никон поинтересовался, голодный ли я. Я же за весь день только позавтракал и съел три пирожка в Ростове. Кухня уже не работала, но для меня все равно нашли кое-какой еды и дали с собой. Сказали, что утром хорошо бы службу отстоять, после нее завтраком накормят. Это в мои планы не входило, но сейчас я об этом говорить не стал.

    В дом, где мне предстояло спать, шли минут 15, разговаривали с мужчиной, который меня провожал. Послушники живут при монастыре, они не имеют церковного звания, но живут за счет церкви. Выполняют работу в монастыре, за это церковь их содержит. Всех их сюда привели разные обстоятельства: кто от пьянства лечится святым духом, кого жена выгнала из дома, кто осознанно пришел и хочет добиться посвящения в монахи. Самые обычные люди с обычными мирскими проблемами, просто сильно верующие в бога и православие.

    Пришли мы в этот дом и тут у меня случился разрыв шаблона. Я думал, что монахи (а уж тем более послушники) живут в темных кельях с маленьким окошком, на скрипучих деревянных кроватях. А нет, отдельный домик, хоть и старый, но с нормальным душем, стиральной машинкой, кондиционером. В комнате 8 кроватей, на некоторых мужчины лежат. Кто книгу читает, кто в смартфоне сидит, кто на ноутбуке сериал смотрит. При входе состоялся у нас с ними следующий диалог:
    — Что, странствуешь?
    — Ага…
    — А мы тут молиться пытаемся.

    Ужинал в компании прекрасного котика. С собой мне собрали картошки, рыбы и огурцов с помидорами. Рыбу я есть не решился, а вот картошкой с огурцами поужинал знатно. Сходил в душ и упал на свободную кровать в спальнике.

    Автостопом на Кавказ. День 3.

    Третья ночь за все путешествие, а я все еще ночую в цивилизованных условиях, как же мне, однако, везет. А еще привыкаю к такому образу жизни, когда не знаешь как будешь жить завтра, что есть и где спать. Приключения захватывают, количество событий за день просто зашкаливает и такой образ жизни даже начинает радовать. Нужно засыпать, завтра вставать в 6 утра, вместе со всеми послушниками пойдем в монастырь на утреннюю службу. А после мой путь будет лежать в сторону Элисты — столицы республики Калмыкия.





    © 2009 Энциклопедия Географа