О том, что в России встречается многоженство, я слышал, читал, но сам лично никогда с этим не сталкивался. И вот, во время недавнего своего путешествия по югу Башкирии, побывал в гостях у крупного конезаводчика, у которого совершенно неожиданно оказалось … две жены!
— Правда, это обе ваши жены?
— Да, это мои жёны, любимые и самые лучшие!
Я даже забыл, о чем хотел поговорить в тот момент, настолько интересно мне было узнать некоторые подробности.
Азат (все имена изменены) — так звали хозяина конной фермы — ничуть не стесняясь, а скорее наоборот, гордясь этим фактом, охотно ответил на мои вопросы.
— Мы вместе уже очень давно. И Раушан, и Алия, со мной уже много лет. Работали вместе, потом поженились.
Спрашиваю, с кем познакомился раньше, с кем позже, но Азат хитро улыбается, и не признаётся (чуть позже я понял, почему):
— Это не важно. И не главное.
— А как первая жена восприняла, когда Вы решили, что у вас будет вторая?
— У нас это по религии нормально (Азат, как и Алия с Раушан — мусульмане), поэтому совершенно нормально. И знаешь, что я тебе скажу? Если бы была одна, мы бы спорили часто, могли повздорить. А когда у тебя две жены, ты более рассудителен, внимателен, тебе нужно больше сил и времени на семью, и некогда их тратить на ненужное.
Перелистывая дома фото из поездки, я обратил внимание, что где бы не мелькали жёны Азата, они всегда были рядом. И все делали тоже вдвоём.
Например, встречали гостей с кумысом, когда мы только приехали.
Или разливали чай за столом.
Азат рассказал, что две жены — это двойная ответственность и заботы. Это касается и материально стороны, и моральной.
— Если ты решаешься на многоженство, должен уметь давать им все наравне: от мелочей, подарков, и так далее, до внимания. Нельзя выделять — главная, любимая, первая (и тут я вспомнил, как Азат отказался ответить мне на вопрос, с кем он познакомился первой. Даже в разговоре, когда они не слышат).
В итоге, как я понял, и сами жены между собой не конкурирует, и за много лет совместной жизни стали одной, пусть и не совсем привычной нам, семьёй.
На следующий день я застал Раушан и Алию за дойкой кобылиц, когда они собирали молоко на кумыс. Не ругаясь, не решая, кто загоняет по грязи лошадей, а кто моет ведерки, они все делали … просто делали.
Интересно было наблюдать за из общением и дальше: и я не заметил, что кто-то все время выполняет более грязную или сложную работу, а кто-то, на правах старшинства, более простую. Нет, не было этого...
Пообщался я и с самими женами...
Отвечают они очень скромно!
Как будто отдавая возможность пообщаться на эти темы своему мужу, мол, пусть он всё рассказывает.
— Мы во всем помогаем Азату, друг другу. Хозяйство большое, работы много, по-другому не получится.
* * *
Но выяснилось, что кое-что, всё-таки есть, что у Алии и Раушат не равноценно.
Штамп в паспорте.
Хочешь, не хочешь, а дважды зарегистрировать брак в России, в ЗАГСе, не получится. Поэтому официально Азат женат только единожды
— Важен брак перед Всевышним. Он решает, и он разрешает. Это для меня гораздо важнее, и ценнее. А штамп … пусть стоит штамп, — улыбается дядя Азат.
И Раушат с Алия улыбаются вместе с ним...
… а затем почти синхронно встают, одна за нож и луковицу, а вторая — промывать рис. Азат будет готовить плов.
Продолжение об этом путешествии в Башкирию читайте в следующих публикациях!