Калининград не похож на другие российские города. И это не случайно, этому есть логичное объяснение. Он не совсем российский. Когда-то он был прусским городом, и многие здания в нем с тех времен. И многие особенности жилья тоже.
Плюс, анклавное положение тоже играет свою роль — «оторванное» положение сказывается: многие калининградцы чаще ездят за жить в соседнюю Польшу, чем в «большую» Россию, и привычки перенимают у соседей.
В общем, так или иначе в Калининграде сформировались свои особенности, связанные с недвижимостью. Я выбрала три самых заметных, на которые чаще всего обращают внимание приезжие, и которые чаще всего их удивляют.
Во многих домах в Калининграде номер подъезда — это как бы номер дома. То есть, у дома нет общего номера, он вроде бы как группа нескольких домов. Это странно и понятно не сразу.
Когда я приехала в первый раз в город, то меня позвали в гости друзья. Я вызывала такси и они прислали мне адрес. Улица такая-то, дом 45.
Я спросила: «А подъезд?».
Они ответили: «45».
Я сказала: «Нет, это же номер дома, а подъезд?».
Они повторили: «45 дом и подъезд».
Я растерялась.
Когда доехала до места, то поняла в чем дело. Каждый подъезд — новый адрес. Но не всегда.
Самая жуть для приезжего в том, что это правило не работает во многих новостройках. И из-за этого часто происходит путаница.
Например, при заказе такси или при объяснении новым друзьям, где ты живешь. Мне кажется странным, что до сих пор в этом вопросе нет единообразия.
В Калининграде я жила в нескольких квартирах. Когда мы снимали с подругой 2к квартиру за 15 тысяч рублей и платили еще около 8 тысяч рублей за коммуналку зимой, я была в шоке. Мы экономили, но счета были космическими.
Потом я съехала в новый дом, где было заявлено «автономное отопление». Я никогда до этого с таким не сталкивалась, и была удивлена, когда мне вдруг пришел счет на 1,5 тысячи рублей.
Уже позднее знакомые объяснили мне этот феномен. Действительно, в Калининграде дорогие коммунальные услуги, если дом не имеет автономного отопления, если он подключен к центральному.
Мне даже пытались объяснить схемы формирования тарифов, они заметно выше, чем во многих других регионах России, но я так и не поняла. Но факт остается фактом — центральное отопление в Калининграде — дорогое удовольствие, а автономное — дешево и удобно. И в ходу оба варианта. Такое вот разнообразие.
Жилой фонд Калининграда очень неоднороден. Тут есть и старые немецкие дома, есть и советские, есть и новостройки. И вариантов жилья очень много. Каждый дом, как правило, не похож на предыдущий.
Когда ты живешь всю жизнь где-нибудь в Новосибирске, который фактически отсроили за несколько лет, то привыкаешь, что все дома делятся на несколько видов: «хрущевки», «брежневки», «сталинки», «новостройки».
Вот и все разнообразие.
В Калининграде не так. Вариантов домов и планировок намного больше. Во многих домах может вдруг оказаться деревянное перекрытие, в других просто неожиданная планировка.
В общем, каждый дом куда более непредсказуем, чем в городах, которые развивались в советские годы.
Насколько я знаю, эту особенность калининградцы позаимствовали у европейских соседей. Во многих домах в Калининграде у жильцов есть свой кусочек подвала. Если не подвала, то территории на лестничной клетке.
Поскольку общие пространства в доме принадлежат всем жильцам, то по закону можно получить свой уголок вне квартиры в этом общем пространстве. И в Калининграде этим пользуются. К квартире вполне может идти пара квадратных метров в подвале, где можно хранить велосипед, например.
Это может удивить многих, потому что в других регионах, где я бывала, я не встречала, чтобы это явление было распространено. Тем более, даже в домах советской или досоветской постройки.