С 1951 по 1956 годы правительством на гидрографов было возложено задание исследовать западное побережье Новой Земли. В течение этих шести лет специалисты должны были провести комплексные гидрографические работы, включая рекогносцировку, строительство геодезических пунктов (пирамид, знаков, сигналов).
Закладку центров на этих пунктах, наблюдения на них с целью определения координат.
Следом за этими работами шли: прибрежный и морской промеры, топографическая и магнитная съемки в заливах, губах, бухтах. И многое другое.
На этом фото, например, график Алексей Александрович Вахрамеев. В 1930–1950-е годы он участвовал в арктических и антарктических экспедициях на судах гидрографической службы, как зарисовщик берегов и художник. В 1951 году он ходил на Новую Землю на судне Моздок.
Забавно, как-то по детски выглядят его рисунки, но в то же время вполне отражают и те ландшафты, и происходящие события.
Так вот, про организацию атомного полигона. Если принять во внимание, что Новоземельский полигон для испытаний ядерного оружия был создан и открыт 17 сентября 1954 года, то сразу возникает мысль - не была ли работа гидрографов не в последнюю очередь подготовкой к нему. И в самом деле, этому тут же находятся подтверждения.
Об этом рассказывал Федотов П.П. в книге "Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк":
Никогда я не думал, что буду готовить место для атомного полигона в губе Черной. Но мы тогда просто выполняли свой долг — правительственное задание как нам говорили.
Промерные работы начались для молодых специалистов с неожиданности — не было геодезических пунктов, а следовательно, и координат. Поставив уровенный пост для наблюдений за приливами, сами строили вехи (которые затем геодезист В.А. Мамонтов определил, включив в геодезическую сеть) на берегах губы Черной.
Производили промер на «РБЗ-46» по створам, которые «разбивали» (устанавливали с помощью гониометра через 250 м). Эту работу выполняли «пяльщики» (матросы с переносными створными значками). Глубины на «РБЗ-46» измерялись эхолотом «НЭЛ-3».
Работа нас, тогда молодых гидрографов, увлекала. В ясные, погожие дни (без туманов) приходилось работать по 16-18 часов. Иногда после ужина команды катер снова выходил на галс, благо ночи в июле — начале августа были еще белыми.
Чаще всего разгружались на «необорудованный» берег Новой Земли. Легко сказать! Оборудованных подходов к становищам было мало, а работать, исследовать приходилось на всем западном побережье: скалы, ледники, почти безжизненная пустыня...
Приходили гидрографы, геодезисты, строители, высаживались на берег, загружали имущество партий, и все приходило в движение: устанавливались палатки, строили причал, потом «рубили» баню из бревен «плавника», дымил уже камбуз. На рейде, на якорях стояли гидрографические боты (ГПБ). И все оживало.
Начиналась новая жизнь экспедиционника — человека трудолюбивого, пытливого, удачливого и неунывающего, труженика-соломбальца, если хотите.
В общем, вот такая романтичная и сложная работа. И несмотря на то, что конечном счете плодами их труда воспользовались для строительства полигона, все равно тот труд нельзя преуменьшать, потому что их результатами пользовались и пользуются до сих пор многие и многие люди, которым по каким-то научным, военным, туристическим или другим причинам надо попасть в Арктику, на ту же Новую Землю.