А вот вы знали, что вепсов раньше звали чухарями?
Вепсы - один из малочисленных финно-угорских народов, издревле проживающих на территории нынешней Карелии, Вологодской и Ленинградской области.
Я почему-то - нет. А впервые об этом узнала, когда прочитала две публикации, начала прошлого века: рукопись А.А. Кисилева «Описание постройки и жилища, его принадлежностей у чухарей Тихвинского уезда Новгородской губернии» и рукопись А.В. Лесковой «О чухарях».
И в этом не было какой-то оскорбительной коннотации, как сейчас кто-то может предположить.
По аналогии сразу вспоминается, что коренных северян, например, ненцев, раньше звали самоедами. А вепсов вот - чухарями. И это были вполне официальные названия, которые употребляли все, включая этнографов. Сейчас же они устарели, и не употребляются вовсе.
Так вот, в вышеуказанных рукописях от 1903 и 1906 года написаны следующие интересные вещи о банях и соблюдении чистоты.
Как выясняется, у вепсов, по информации Кисилева:
Бани были маленькие и черные, т. е. с каменками, а не с печами. Бани состояли из двух частей: бани и «прибаенка», где и раздевались.
Цель бани у вепсов – париться, а не мыться, поэтому и делали вместо печки каменку. Печка из камней ставилась прямо на землю. От сильного огня камни нагревались. Когда же поливали каменку водой, она давала сильный пар и жар.
Рядом возле каменки делали полок, т. е. на четырех столбах стелили пол из досок. Во время мытья на него клали солому.
Вода хранилась в кадках. В одной – горячая, а в другой – теплая. Воду нагревали тут же, в бане, камнями.
Во многих банях пола не было, а мылись прямо на земле.
Парились при сильном жаре. Мылом пользовались мало кто. А просто парились до-красна, голову мыли горячим щелоком, окатывались холодной водой и – готово.
Помимо бани мылись в печке. Делали это почти каждую субботу.
Что касается стирки, то как пишет Лескова, белье и платье сильно занашивали. Белья не стирали, а мочили, бучили и толкли в ступах. Ситцевую одежду стирали, но очень застирывали.
А если говорить о чистоте в доме, то по информации той же Лесковой, избу мели раз или два в день. Мыли иные к Пасхе, Рождеству и к храмовому празднику, но были и моющие каждую неделю, только таких очень мало.
Интересный был способ мытья полов:
нальют на пол ведро воды, размажут веником по всему полу, потом сольют воду опять и опять, потом воду сгоняют веником же к нарочно устроенной в полу дыре. Полы у них без наката. Когда на полу остается грязная жижица, ее обтирают мочалкой; не полощут, а только обтирают. На сырой пол стелют солому.
Были и такие полы, которые скоблили лопатой, столько на них грязи, что веником не поднять. Сени очень редко мыли и то начали недавно (относительно 1903 года), а дворовых сеней и не мели.
В избах крестьян больше всего водилось тараканов (черных нет), потом клопов и вшей. Блох тут совсем не было, о них и понятия не имели. Хотя, у кошек и собак они были.
Боролись с насекомыми так: тараканов морозили, клопов заговаривали, вшей убивали, а белье и платки перетряхивали в бане.