Во время своего путешествия к легендарному озеру Байкал я столкнулась с удивительным и даже немного мистическим явлением — местные называют его «мёртвая вода». Сразу скажу, что это не имеет никакого отношения к чистоте или вкусу байкальской воды, о которой так много говорят. Речь не о загрязнениях или очистных сооружениях. Это нечто совершенно иное, природное и завораживающее.
Оказывается, «мёртвая вода» — это природная ловушка для лодок и катеров. Чаще всего с ней сталкиваются летом, когда в холодные воды Байкала вливаются более тёплые потоки из впадающих рек.
Вот как это работает: речная вода, успевшая хорошо прогреться, попадает в озеро и, будучи менее плотной, не смешивается с холодной байкальской. Она растекается по поверхности, образуя обширный и довольно тонкий тёплый «ковёр» или «подушку».
Почему судно останавливается?
Когда осадка вашего судна (то есть глубина, на которую оно погружается) примерно совпадает с толщиной этого тёплого слоя, начинается самое интересное. На малом ходу лодка возбуждает так называемые внутренние волны — они возникают не на поверхности, а на границе раздела тёплой и холодной воды.
Вся энергия двигателя или усилия гребцов уходят не на движение вперёд, а на раскачивание этой невидимой границы. В итоге судно будто упирается в невидимую стену и практически останавливается.
История и география явления
Этот феномен, известный с древности, встречается не только на Байкале. Он наблюдается в морях и океанах везде, где есть чёткое расслоение воды по плотности (например, из-за разницы в солёности или температуре). Ещё мореплаватели на вёсельных судах становились заложниками «мёртвой воды».
Серьёзное научное изучение внутренних волн началось после экспедиции знаменитого полярника Фритьофа Нансена. Его корабль «Фрам» в Арктике внезапно потерял ход, и долгое время команда не могла понять причину.
Нансен подробно описал эффект: талая пресная вода от льдов растекалась по поверхности более солёного океана, создавая тот самый тормозящий слой. Он даже отмечал, что эту верхнюю воду можно было пить.
На Байкале «языки» тёплой речной воды, особенно в обширных дельтах таких рек, как Селенга, могут протягиваться на несколько километров. Представьте: река прогревается до +15 °C, а озерная вода в это время всего +4 °C. Контраст колоссальный!
Что делать, если попал в «мёртвую воду»?
Есть ли способ выбраться из этой природной ловушки? Для моторных катеров решение относительно простое — нужно резко увеличить обороты двигателя. Мощный винт создаст достаточную тягу, чтобы «прорвать» слой и выйти на нормальный ход.
С вёсельной лодкой всё сложнее. Сильнее грести — бесполезно, силы только иссякнут. Опытные байкальцы советуют наоборот: остановиться, перевести дух, а затем начать грести медленно, но с большим усилием, пытаясь «прощупать» выход из этого состояния. Иногда помогает просто немного подождать — условия могут измениться.
Читайте также: «Колокола стали звонить сами по себе...» Атлантида Байкала - землетрясение, из-за которого образовался новый залив
