Наша железная дорога не перестает удивлять меня своими глупостями. На днях я буквально опешил, когда в электричке контролерша попросила меня показать паспорт, потому что билет я купил в электронном виде. Это было настолько неожиданно, что я даже не нашел, что ей ответить, а после пошел читать правила.
Дело было в Ленинградской области. Я, признаюсь, пару лет не ездил на электричках в этом регионе, потому что живу сейчас в основном в Москве и Подмосковье. Там свои запутанные и не на всех направлениях одинаковые правила покупки электронных билетов. Например, на Ленинградском направлении, где перевозчик — Московско-Тверская пригородная пассажирская компания (МТППК), я обычно покупаю электронный билет в приложении «РЖД Пассажирам», и с его помощью легко прохожу через турникеты.
«В Ленобласти тоже все должно работать. Наверняка, Северо-Западная пригородная пассажирском компания – продвинутая, и билет я спокойно куплю через приложение», – так подумал я.
Во-первых, мне было интересно проверить, все ли работает. Во-вторых, я не хотел стоять в огромной очереди в кассу (коронавирус никто не отменял) на станции Девяткино. В-третьих, подумал я с иронией, внесу вклад в экологию: сэкономлю бумагу — куплю электронный билет.
«Ваши паспорта»
Билеты на себя и на жену купил довольно быстро и без глюков. Приложение «РЖД Пассажирам» обычно запрашивает паспортные данные даже при покупке пригородных билетов. Так бывает и в Москве, так что это меня не удивило. Два билета загрузил в свой смартфон, и мы с женой легко прошли через турникеты, предъявив аппарату штрих-коды. В итоге мы на платформе, а затем и в электричке.
Электричка – это скоростная «Ласточка» до Кузнечного, куда билеты продают без указания мест. Минут через 30 после отправления идет контролер. Свои билетики я аккуратно заскриншотил и сохранил в виде изображений: интернет в пути берет не везде хорошо, поэтому могут быть проблемы с их непосредственной загрузкой из приложения. Показываю контролерше два билета… И вот здесь-то она попросила предъявить паспорта.
Упс! У жены чисто случайно паспорт оказался с собой, а у меня нет. Я не понимаю логики происходящего, ведь если бы я не выпендривался, а купил билет в кассе, как сотни пассажиров моей электрички, то паспорт был бы не нужен. Контролерша отстала от меня довольно быстро, но при этом буркнула, чтобы я внимательно читал правила, поскольку «везде написано». На всякий случай спорить я не стал, припоминая, что, когда я ехал в Крыму в пригородном поезде по электронному билету, то там у меня тоже спрашивали паспорт.
Закон на стороне контролеров, но...
Надо сказать, что ни на этапе оформления билетов в приложении «РЖД Пассажирам», ни на экране со штрих-кодом, который надо показать контролеру, никаких слов про необходимость предъявления паспорта нет. Но если загрузить бланк билета целиком, то там действительно написано, что проезд возможен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность, по которому куплен билет.
На сайте перевозчика – СЗППК – тоже есть фраза, что «в электричке, в случае проезда по электронному билету, необходимо показывать паспорт».
Я полез в «библию» пассажира – приказ Минтранса «Об утверждении правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом». Там действительно есть пункт 78, из которого следует, что «пассажир осуществляет посадку в поезд пригородного сообщения без указания мест <…> по предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого был оформлен электронный проездной документ».
Дальше, конечно, можно заняться крючкотворством и попробовать поспорить с контролершей, что она пришла не во время посадки. Или сослаться на оговорку в этом же пункте правил о том, что «исключение составляют поезда, идущие по маршрутам, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен», а это был как раз мой случай. Но не вижу большого смысла в этих препирательствах.
Я так понял, что идея законодателя вот в чем. Если вы покупаете билет в кассе, то размножить его и передать другим пассажирам не сможете. Если же вы купили электронный билет, то можете сделать копии с него хоть на экране смартфонов, хоть на бумаге, и раздать буквально всем пассажирам вагона. Для борьбы с этим и придумали правило, что пассажир должен предъявить документ, указанный в билете.
На самом деле, проблему нужно решать технологически иначе. Пока получается, что покупка электронного билета не облегчает, а лишь усложняет жизнь пассажиру, который вынужден возить с собой паспорт. И это неправильно.