Горный Алтай сегодня: разочарование от нашествия туристов

Этим летом я наблюдала, как алтайская природа, получив передышку во время ограничений, начала восстанавливаться. К сожалению, этот период оказался недолгим. Даже когда регион был официально закрыт, находились те, кто пробирался сюда окольными путями, а после снятия запретов хлынул настоящий поток отдыхающих.

Нереданное столпотворение

За все годы я не припомню такого наплыва людей в Горном Алтае. В выходные дни популярные локации — Манжерок, озеро Ая, Чемал, Бирюзовая Катунь — буквально переполнены. В будни ситуация чуть спокойнее. Воскресный трафик на Чемальском и Чуйском трактах напоминает новосибирский час пик.

Например, в воскресенье после обеда на подъезде к Новосибирску выстраивается пробка протяженностью километров в тридцать. Не все эти машины, конечно, едут с Алтая, но очень многие. По автомобильным номерам здесь можно изучать географию всей страны, хотя преобладают новосибирские, алтайские и кузбасские.

Даже в некогда уединенной долине Чулышмана, у акташского ретранслятора, сейчас не протолкнуться. Я помню времена, когда за целый день там можно было увидеть от силы пять машин, а теперь там вырастают целые палаточные городки. Народу не просто много — его чрезвычайно много, и это влечет за собой целый шлейф проблем.

Культурный конфликт и варварство

Отдых на Алтае — это особый опыт, не сравнимый ни с Турцией, ни с курортами вроде Белокурихи. Здесь важно уважать природу и местные обычаи. Сознательные путешественники всегда забирают с собой мусор и ведут себя осмотрительно. Однако в этом году сюда массово приехали те, кому оказалась недоступна заграница. Многие из них ждут дискотек, развлечений и привычного сервиса. Мусор они порой убирают, но вот уважать местные традиции так и не научились.

Для алтайцев природа — это священное пространство, храм. На перевалах, у родников, в местах силы они совершают обряд, повязывая ленточки. Туристы же, вторгаясь в этот храм, начали повязывать что попало, включая предметы личного гардероба. Это не просто оскорбление веры и традиций коренных жителей, но и верх неуважения ко всем окружающим. Неудивительно, что местные зачастую встречают приезжих с раздражением и даже агрессией.

Поражает порой дремучее варварство. Что должно твориться в голове у человека, чтобы разрисовывать древние петроглифы или выцарапывать рядом свое имя? Создается впечатление, что люди совершенно не хотят ничего сохранять, и это очень печалит.

Утраченная тишина и надежда на заповедные уголки

Алтай всегда был царством тишины, где слышны только звуки природы. В этом году эту тишину приходится искать. На Чулышмане, к счастью, еще можно побыть наедине с собой на рассвете и ощутить первозданность места. А вот на Манжероке по вечерам со всех сторон несутся громкая музыка, смех и крики. Не понимаю, зачем включать музыку на всю округу? Неужели этого шума и гамма недостаточно в городе?

В итоге самые популярные места Алтая этим летом напоминают июльские Сочи или Геленджик: толпы людей, грохочущая музыка (разве что плейлисты современнее), полуодетые отдыхающие, очереди в магазинах и кафе, горы мусора по обочинам.

Теперь я прекрасно понимаю, почему местные жители часто выступают против развития туризма — им даже деньги приезжих не нужны. Да и достаются эти деньги в основном не им, а пришлому бизнесу, которому нет дела ни до природы, ни до традиций. Порой невольно начинаешь надеяться, что границы откроются, и этот поток хлынет куда-нибудь подальше.

К счастью, на Алтае еще остались труднодоступные уголки, где можно ощутить подлинную магию этого края. Но таких мест становится все меньше, и от этой мысли становится по-настоящему грустно.

Интересно, подобное творится в этом году повсеместно? Как обстоят дела в Карелии, на Южном Урале, в Башкирии? Поделитесь, если знаете!

Алтай по-прежнему прекрасен, в этом можно убедиться, посмотрев видео: