Ярославский вокзал
Когда задумываешься о том, куда сходить в Москве, иногда стоит обратить внимание на, казалось бы, обыденные места. Например, железнодорожные вокзалы. Для меня они давно перестали быть просто точками отправления и прибытия — это настоящие музеи архитектуры под открытым небом, каждый со своей уникальной историей.
В столице их девять, и почти все они — детище конца XIX — начала XX века. Любопытно, что строились они в основном на частные деньги предпринимателей, которые развивали железнодорожную сеть страны. Государство не финансировало стройки, а лишь давало разрешения, за что деловые люди, конечно, были благодарны. Однако император и чиновники строго контролировали процесс, требуя от бизнесменов вкладываться и в благоустройство окружающей городской среды. Получалось своеобразное частно-государственное партнерство того времени.
Павелецкий вокзал
Интересно, что само слово «вокзал» изначально означало место для гуляний и балов. Был такой увеселительный павильон — Воксхолл — в загородном доме Строгановых. Со временем это название прочно приклеилось к железнодорожным станциям. И теперь эти девять зданий в Москве — не просто транспортные узлы, а полноценные достопримечательности. На некоторые из них можно смотреть часами, разглядывая детали.
Рижский вокзал
Моё сердце принадлежит Рижскому вокзалу. Это нежное голубое здание с белой отделкой, созданное архитектором Станиславом Бржозовским в неорусском стиле, — самое маленькое в Москве. Отсюда отправляется всего три поезда, и даже звучали предложения его закрыть, но, к счастью, они не были реализованы. Меня покоряет его уютная архитектура и особая, почти домашняя атмосфера спокойствия. Кстати, именно здесь снимали культовый фильм «Вокзал для двоих». Киношники его обожают — на его фоне также разворачивались действия сериалов «Бригада» и «Молодёжка».
Ярославский вокзал
Ещё один фаворит — Ярославский вокзал. Его облик, навеянный северной архитектурой, словно намекает на направление путей — на Север. Гениальный Фёдор Шехтель создал проект, мастерски соединивший модный модерн и традиционные русские мотивы. Фасад украшают потрясающие керамические панно, плитку для которых изготовили на предприятиях известного мецената Саввы Мамонтова. Именно отсюда берёт начало легендарная Транссибирская магистраль — самая длинная железная дорога в мире (более 9 тысяч километров). По ней я езжу чаще всего, правда, пока только отдельными участками.
Казанский вокзал
Казанский вокзал — творение выдающегося зодчего Алексея Щусева, также выполненное в неорусском стиле. Мне очень близка эта традиция начала XX века — строить вокзалы, вдохновляясь национальным зодчеством. Жаль, что позже она угасла, но, возможно, времена меняются. Интересно, что первоначальный грандиозный проект Щусева так и не был воплощён в полной мере — его упрощали, строительство замораживали. Архитектор задумывал, чтобы здание символизировало направление движения поездов, поэтому Казанский часто называют «воротами в Азию». А главная башня вокзала — это отсылка к знаменитой башне Сююмбике в Казанском кремле.
Ленинградский вокзал
Третий вокзал на оживлённой Комсомольской площади — старейший в столице, Ленинградский. Его спроектировал Константин Тон. Он — практически близнец Московского вокзала в Санкт-Петербурге, что может вызвать лёгкое ощущение дежавю у пассажира, задремавшего в пути. Здание выдержано в петербургских традициях: основой стиля стал итальянский ренессанс, но с заметными вкраплениями древнерусской архитектуры.
Белорусский вокзал
Белорусский вокзал — тот, который я посещаю чаще других, ведь сюда прибывает аэроэкспресс из Шереметьево. Для многих он неразрывно связан с памятью о Великой Отечественной войне: отсюда уходили составы на фронт, а в 1945 году сюда же прибывали победные эшелоны из Берлина. Именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война». Его классический, величественный и парадный облик, безусловно, хорош, но, если честно, мою душу он не трогает.
Киевский и Павелецкий вокзалы
Киевский и Павелецкий вокзалы тоже не вызывают у меня особого восторга. Первый построен в стиле неоклассицизма, второй — эклектики. Оба в своё время задавали тон вокзальному строительству по всей стране, поэтому их облик кажется таким привычным и даже стандартным. Исторический факт: на Павелецкий вокзал в 1924 году прибыл траурный поезд с телом Владимира Ленина.
Савеловский и Курский вокзалы
С архитектурной точки зрения мне кажется несколько скучноватым Савеловский вокзал. Его заказчик, Савва Мамонтов, понимал, что эта ветка не будет слишком прибыльной, и не стал вкладывать в строительство большие средства. Архитектор Александр Сумароков возвёл добротное, но лишённое изюминки здание в стиле эклектики.
А самым невыразительным, на мой взгляд, является Курский вокзал. В его современных конструкциях скрыто старое историческое здание. Новый же комплекс был построен по мотивам римского вокзала Термини.
Заключение
Но, несмотря на личные предпочтения, все московские вокзалы — это удачный сплав высокого искусства зодчих и продуманных инженерных решений. Безусловно, с точки зрения удобства пассажиров у них есть недостатки, но, пожалуй, этим «грешат» вокзалы по всему миру.
Если вам понравился этот рассказ, буду благодарен за ваш лайк. Это лучшая поддержка для развития канала.
Чтобы не пропустить новые истории, подписывайтесь. Вас не побеспокоят назойливые уведомления — просто в вашей ленте будут появляться мои материалы.
Также рекомендую почитать:
7 сказочных дворцов Москвы
Подземные дворцы Москвы
Что продают в Главном магазине России?
Желаю всем увлекательных путешествий и новых открытий! Спасибо, что были со мной!
