Конфликт в плацкарте: пассажиры с нижних полок отказывают верхним в доступе к столику

Я уже не раз отмечал, что в поездах дальнего следования чаще всего трения возникают именно из-за распределения мест на верхних и нижних полках. Но в последнее время этот извечный спор перешёл на новый уровень. Об одной такой поучительной ситуации я и хочу рассказать.

Раньше суть конфликта обычно сводилась к тому, что «верхние» пассажиры хотели часть пути провести внизу, а «нижние» отстаивали своё исключительное право на купленное место. Споры были о времени, проведённом на нижней полке.

Теперь же проблема стала тоньше и, на мой взгляд, даже неприятнее. Всё чаще в соцсетях и на форумах разгораются дискуссии: обязан ли человек, едущий внизу, пустить соседа сверху просто присесть на его полку или воспользоваться столиком, чтобы выпить чаю? Лично я не могу себе представить, как можно отказать человеку в такой простой, человеческой просьбе.

Однако, как выясняется, закон полностью на стороне пассажира с нижнего места. Это чётко прописано в пункте 51 Приказа Минтранса №473: «Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать место, указанное в его проездном документе (билете). <…> Проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается». Фактически, нижняя полка — это его личная территория на время поездки.

О том, как это право может обернуться откровенным хамством, красноречиво поведала в своём письме читательница Мария Владимирова из города Ковров.

История от Марии: «Буду лежать»

«Начинается новая норма! Теперь пассажиры снизу отказывают верхним в возможности просто попить чай за столиком. До какого же маразма мы докатились?» — с этих слов начинается её рассказ.

«Мой маршрут лежал из Коврова в Пермь. Вагон плацкарт, поезд фирменный, вроде бы всё хорошо. Мне досталось верхнее боковое место, а путь предстоял неблизкий — почти сутки. Внизу расположилась женщина примерно моего возраста, лет сорока. Забегая вперёд, скажу, что залезать наверх для меня не проблема, поэтому я спокойно купила этот билет, других просто не было.

Поезд отходил с нашей станции ещё вечером. Когда я зашла в вагон, соседка снизу уже лежала, устроившись поудобнее. Мы поздоровались, я застелила свою полку и сразу уснула, чтобы скоротать ночь.

Утром мне захотелось позавтракать и выпить чаю, но женщина внизу даже не думала подниматься. «Ну ладно, — подумала я, — ещё належится». Чтобы скоротать время, я ходила в тамбур, разговаривала по телефону, выходила на платформы во время стоянок, болтала с проводницей.

Наступил час дня, а моя соседка всё так же лежала, не проявляя никакой активности. Тогда я вежливо поинтересовалась, не планирует ли она ненадолго собрать постель и поднять столик, чтобы можно было перекусить.

«Надо было брать билет на нижнюю полку, тогда бы и делали что хотите. А я не намерена постоянно сворачивать и расстилать бельё. Буду лежать», — был её категоричный ответ.

Признаюсь, для меня это был первый такой опыт, хотя я и читала о подобных случаях. Я была в полном недоумении.

«А как же мне пообедать?» — спросила я уже почти без надежды.

«Как знаете», — бросила она, ехидно усмехнулась и демонстративно отвернулась к окну.

В расстроенных чувствах я поделилась проблемой с проводницей. Та лишь развела руками и сказала, что в другом конце вагона освободились два места. Я перебралась туда и провела несколько часов, неспешно обедая и размышляя о странностях человеческой натуры и упадке простой вежливости.

Что интересно, уже ближе к моей станции назначения эта дама вдруг поднялась и даже пригласила меня к своему столику. Но я вежливо отказалась — мне было вполне комфортно на новом месте.»

***

Эта история — яркий пример того, как формальные правила РЖД всё чаще вступают в противоречие с нормами человеческого общежития, а порой и с обычным здравым смыслом.

Компании давно пора пересмотреть некоторые устаревшие положения. Совершенно очевидно, что в условиях многочасовых, а то и многодневных поездок пассажиры с верхних полок должны иметь элементарную возможность где-то поесть, не балансируя с тарелкой на коленях.

Другое спорное правило — о приоритетном праве нижнего пассажира на рундук для багажа — тоже требует пересмотра. Во многих современных вагонах верхних полок для вещей просто нет, что ставит «верхних» пассажиров в заведомо невыгодное и неудобное положение. Получается, что правила, вместо того чтобы упорядочивать поездку, зачастую создают почву для конфликтов.