Как я попал в поисковый отряд по встрече космонавтов с МКС: начало экспедиции

Я уже собирался в путешествие в Южную Корею, как вдруг в моём почтовом ящике появилось невероятное письмо. В нём говорилось: «Уважаемый Сергей, от имени ….. хотим пригласить Вас принять участие в проекте ….., во время которого у Вас будет возможность стать участником поисковой экспедиции по встрече экипажа МКС, который возвращается с орбиты на Землю, принимать непосредственное участие во всех необходимых мероприятиях по поиску спускаемого аппарата, приему космонавтов, сопровождения их в медицинский центр и т.д. После завершения экспедиции предусматривается переезд на космодром Байконур, где увидите последний этап подготовки следующего экипажа к отправке на МКС, все предполётные процедуры, а также быть свидетелем непосредственно запуска корабля «Союз» с этим экипажем.»

Это было фантастическое предложение, от которого просто невозможно отказаться!

Я немедленно сдал уже купленные авиабилеты в Сеул и начал готовиться к поездке в Казахстан. Мне предстояло провести там 10 незабываемых дней: сначала встречать космонавтов, возвращающихся с орбиты, а затем провожать в космос новый экипаж. И всё это — в самой гуще событий, куда попасть, если ты не сотрудник Роскосмоса, NASA или ЦЭНКИ, практически нереально...

Начало экспедиции в Караганде

Поисковая экспедиция начинается в Караганде. Именно здесь во время операции по возвращению космонавтов с орбиты базируется оперативный штаб, и сюда на вертолётах доставляют космонавтов после приземления.

Если на заре космической эры космонавты приземлялись то в Саратовской области, то в пермской тайге, то на Алтае, то сейчас посадка происходит почти всегда примерно в одном районе казахской степи. Современное компьютерное моделирование позволяет заранее рассчитать место приземления с точностью до 30 километров.

Орбита МКС позволяет с высокой точностью «отправить» спускаемый аппарат в нужный момент так, чтобы он приземлился именно здесь. Поэтому вся необходимая инфраструктура, специальная поисковая техника и поисковые отряды сосредоточены в непосредственной близости от «полигона» приземления в Жесгазганской степи. И именно в состав такого отряда мне посчастливилось попасть.

Брифинг и инструктаж

Поисковая экспедиция начинается за два дня до приземления космонавтов с брифинга-инструктажа, который проводит Росавиация. Именно её подразделения обеспечивают встречу, поиск и транспортировку космонавтов из степи в Караганду.

На инструктаже присутствуют руководители всех задействованных в операции подразделений. Здесь подробно проговариваются все возможные варианты развития событий в зависимости от погодных условий на момент приземления, внештатных ситуаций, а также доводятся результаты компьютерного моделирования посадки с учётом прогноза погоды.

По плану основная поисковая группа должна базироваться в расчётной точке приземления, заранее установив лагерь, развернув оборудование космической связи и подготовив необходимую спецтехнику.

Состав поисковой группы

Сразу после брифинга поисковая группа отправляется в Жесказганскую степь. В её составе несколько подразделений: отряд космической связи и видеофиксации, поисковый отряд на спецмашинах «Синяя Птица» (расскажу об этом чуде техники отдельно в следующих репортажах), вертолётный отряд.

У каждого отряда своя функция: первые два прибывают из пунктов постоянной дислокации в планируемый район приземления за сутки, разворачивают лагерь и мобильный пункт космической связи, третий прибывает непосредственно после приземления космонавтов с руководителями операции и медиками, а после приземления доставляет космонавтов в Караганду.

Дорога в степь и первые приключения

Меня включили в отряд космической связи, и на 8 машинах мы выехали в степь.

По пути не обошлось без приключений: сначала в районе Жесказгана мы попали в жуткую пылевую бурю, затем в грозу. Едва удалось оторваться от непогоды, как… закончилась асфальтная дорога, и наш караван свернул в бескрайнюю степь: впереди было почти 200 километров грунтовок или их полного отсутствия.

Первая поломка

В тот день нам так и не удалось добраться до планируемой точки назначения. Где-то через 50 километров по степи микроавтобус с оборудованием космической связи «поймал» камень между спаренных задних колёс, и тот разорвал сразу обе покрышки.

Из-за того, что запаска была только одна, пришлось разбортировать одно из колёс, чтобы надеть на ось второй диск пустым, без покрышки, и в таком виде на свой страх и риск двигаться по степи дальше (запаску на обратный путь доставили на следующий день на одном из вертолётов третьего отряда).

Установка лагеря

Лагерь ставили уже поздним вечером, не доехав до точки назначения около 80 километров.

Так как приземление было запланировано на вторую половину дня, это не было особой проблемой, и оставшееся расстояние мы преодолели ранним утром следующего дня за 1,5 часа, прибыв одновременно с «Синими Птицами».

О том, как устроен процесс сам процесс поиска и приема космонавтов, читайте в следующем репортаже. Чтобы не пропустить этот материал и публикации с Байконура и запуска нового экипажа на МКС, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.

——

Также рекомендую почитать:Как сэкономить около 10 тыс. руб. на поездке в Японию