Московские вокзалы: архитектурные жемчужины и мои личные впечатления

Ярославский вокзал

Если вы раздумываете, куда сходить в Москве, могу предложить необычный маршрут — тур по железнодорожным вокзалам. Для меня это не просто транспортные узлы, а настоящие памятники архитектуры, каждый со своим характером и историей.

В столице их девять, и почти все они были построены на рубеже XIX–XX веков. Любопытно, что государство почти не участвовало в финансировании — строительством занимались предприниматели, развивавшие железные дороги. Власти лишь давали разрешения, но при этом строго следили за проектами и требовали вкладываться в благоустройство города. Получалось своеобразное частно-государственное партнёрство того времени.

Павелецкий вокзал

Интересно, что изначально слово «вокзал» означало место для гуляний и балов — такой был, например, загородный дом Строганова. Позже это название закрепилось за железнодорожными станциями. Московские вокзалы — это не только начало и конец путешествий, но и самостоятельные достопримечательности. Некоторые из них можно рассматривать часами, восхищаясь деталями.

Рижский вокзал

Мой самый любимый — Рижский вокзал. Это нежное голубое с белым здание в неорусском стиле, созданное архитектором С. Бржозовским. Он самый маленький в Москве — отсюда отправляется всего три поезда. Его даже хотели закрыть, но, к счастью, передумали. Меня привлекает его уютная архитектура и особая, почти домашняя атмосфера. Кстати, именно здесь снимали фильм «Вокзал для двоих», а также сериалы «Бригада» и «Молодёжка» — видимо, кинематографистов тоже покорила его камерность.

Ещё одно моё фаворит — Ярославский вокзал. Его северный облик сразу напоминает о направлении пути. Архитектор Ф. Шехтель мастерски соединил модерн с русскими мотивами. Особенно впечатляют керамические панно, изготовленные на предприятиях Саввы Мамонтова. Именно отсюда начинается легендарная Транссибирская магистраль — самая длинная железная дорога в мире (более 9 тысяч километров). По ней я езжу часто, правда, пока только отдельными участками.

Казанский вокзал

Казанский вокзал — творение выдающегося архитектора А. Щусева, также выполненное в неорусском стиле. Мне нравится, что в то время была такая традиция — отражать в архитектуре национальные корни. Жаль, что позже она угасла. Изначальный проект Щусева так и не был реализован полностью — его упрощали, строительство замораживали. Архитектор задумывал вокзал как «ворота в Азию», что отражено в облике здания. А главная башня — отсылка к башне Сююмбике в Казанском кремле.

Ленинградский вокзал

Третий вокзал на Комсомольской площади — старейший в Москве. Ленинградский вокзал, спроектированный К. Тоном, — почти близнец своего «брата» в Петербурге. Пассажиры, которые задремали в пути, могут испытать лёгкое дежавю, открыв глаза. Здание сочетает итальянский ренессанс с элементами древнерусского зодчества, что характерно для петербургской архитектурной школы того времени.

Белорусский вокзал

Белорусский вокзал я посещаю чаще других — сюда приходит аэроэкспресс из Шереметьево. Для многих он ассоциируется с войной: отсюда уходили составы на фронт, а в 1945-м сюда же возвращались победители. Именно здесь впервые прозвучала «Священная война». Вокзал красив, величественен и параден, но, признаюсь, моё сердце он не трогает — возможно, из-за слишком официального вида.

Киевский вокзал

Киевский и Павелецкий вокзалы тоже не вызывают у меня особого восторга. Первый выполнен в неоклассическом стиле, второй — в эклектичном. Оба когда-то задавали стандарты вокзального строительства, поэтому выглядят привычно и даже предсказуемо. Исторический факт: на Павелецкий вокзал прибыл траурный поезд с телом Ленина.

Савеловский и Курский вокзалы

Савеловский вокзал кажется мне скучноватым с архитектурной точки зрения. Его заказчик, С. Мамонтов, понимал, что вокзал не будет слишком востребован, и не вкладывал в него больших средств. Архитектор А.С. Сумароков создал добротное здание в стиле эклектики, но, на мой взгляд, ему не хватает изюминки.

А самый неинтересный для меня — Курский вокзал. Под его современной оболочкой скрывается старое историческое здание. Нынешний облик навеян римским вокзалом Термини, но это не спасает ситуацию.

Несмотря на разное впечатление, все московские вокзалы объединяет одно: в них удачно сочетается искусство зодчих и практическая продуманность. Конечно, с точки зрения удобства пассажиров есть недочёты, но этим, пожалуй, грешат вокзалы по всему миру.

Если статья была интересна, поставьте лайк — это поможет развивать канал. А чтобы не пропустить новые материалы, подписывайтесь. Вас не побеспокоят уведомления, просто в ленте будут появляться мои рассказы.

Читайте также:

7 сказочных дворцов МосквыПодземные дворцы МосквыЧто продают в Главном магазине России?

Желаю всем увлекательных путешествий! Спасибо, что были со мной!