Часто можно услышать ностальгические вздохи о том, что современная мораль будто бы «упала» — мол, раньше девушки ходили скромно, в платках и сарафанах, а теперь всё иначе. Однако такие перемены начались не вчера — их корни уходят на столетие назад, в эпоху Революции. Именно государственная пропаганда в раннем СССР целенаправленно и быстро меняла общественные представления о допустимом в одежде и поведении.
Пропаганда «трусиков» как новой нормы
Недавно мне попалась любопытная архивная вырезка. Хотя точная дата публикации неизвестна, сам процесс активно разворачивался в 1920–1930-е годы.
Если текст на изображении плохо читается, вот его содержание:
Прививка трусиков
Речь здесь идёт не о нижнем белье, а о спортивных шортах, которые в то время как раз и называли «трусиками».
Резкий переход от традиций к новым стандартам
Если вдуматься, это поразительно. Начало XX века — время, когда женщины ещё носили платки и длинные сарафаны.
Вот максимум, что считалось допустимым открыть:
И вдруг — резкий поворот: людей призывают раздеваться буквально до шорт, причём не только на пляже, а в общественных местах, на парадах, выступлениях, спортивных мероприятиях. Действительно, уникальный исторический период, когда нормы менялись на глазах.
Первыми на «трусики» перешли, конечно, самые прогрессивные слои общества — спортсмены, активисты, молодёжь. А уже за ними постепенно потянулись и остальные.
Пример из жизни: путешественник Глеб Травин
Об этом есть интересные свидетельства в книге «Человек с железным оленем», посвящённой велопутешественнику Глебу Травину. В 1928–1931 годах он совершил невероятный маршрут вдоль границ СССР, включая арктическое побережье, и всюду передвигался именно в трусиках. Более того, в пути он даже мастерил себе шорты из оленьих шкур.
"Ледяной покров испещрен торосами — красноречивое свидетельство битвы Байкала с оковами зимы... Проехав километров двадцать, Глеб заметил впереди движущиеся точки и вскоре нагнал небольшой обоз. – Здравствуйте, товарищи! Возчики, одетые в тулупы и огромные дорожные валенки, ошалело уставились на велосипедиста, на его трусы, легкую куртку..."Уже в Арктике:
"Одним из основных принципов спортсмена было — провести путешествие с наименьшими затратами. У него имелось все необходимое для начала: хороший дорожный велосипед, некоторая сумма денег, навыки охотника, ну и, конечно, надежда, что в трудную минуту ему помогут, выручат... Одежда, как говорят моряки, 'форма ноль' — трусы и майка. Зимой — дополнительно пара белья и легкая куртка"....
"В Усть-Цильму — большое село, раскинувшееся на правом берегу Печоры, Травин добрался в конце ноября. Здесь он сшил себе палатку и две пары трусов из оленьей замши. Отметив новый, 1930-й год, он двинулся по печорскому льду на север, к морю".Зимой, конечно, он надевал под трусы тёплое трико. Почему бы просто не надеть штаны? Видимо, это была часть его образа как современного спортсмена — именно того, к чему призывала официальная пропаганда.
"– Послушай, сдай-ка мне медвежью шкуру, — говорил [заведующий], вороша чудесную белую шерсть с перламутровым блеском. — За нее экипируешься самому себе на зависть. А то одет ты, прямо скажу, неважно. — Заведующий критически посмотрел на травинские трусы из оленьей замши и выглядывавшее из-под них толстое шерстяное трико".Распространение новой моды среди местного населения
Более того, Травин активно пропагандировал «трусики» среди людей, которых встречал. Например, в Уэлене на Чукотке:
Таким образом, в рекордно короткие сроки в раннем Советском Союзе происходил масштабный слом традиционных устоев — включая нормы одежды и представления о приличиях. Это был сознательный и направленный процесс, в котором государственная пропаганда, личные примеры и общественное давление работали вместе.
