Для многих из нас мост — это прежде всего переправа через реку или озеро. Но представьте себе сооружение, нависающее над головокружительной пропастью в горах, на высоте, от которой захватывает дух. Именно таким является пешеходный мост Шехара в Йемене. Он соединяет две деревни, разделённые глубоким ущельем, и служит не только дорогой, но и, как ни странно, военным укреплением.
Если говорить точнее, то от моста до дна ущелья — примерно 300 метров. При этом сама конструкция находится на высоте более 2 километров над уровнем моря — около 2160 метров. Мост не очень длинный, ведь ущелье в этом месте узкое, всего метров двадцать. Ширина переправы — три метра, но к ней ведут крутые каменные лестницы, врезанные в скалы, так что путь оказывается куда протяжённее.
Строительство из подручных материалов
Мост Шехара был возведён ещё в XVII веке. Для его строительства использовали прочные известняковые блоки, которые добывали прямо здесь же, в горах. Говорят, архитектор Салах аль-Яман, завершив работу, сам не мог поверить, что из таких простых материалов и обычных инструментов получилось создать настоящее чудо. Об этом человеке ходит отдельная легенда, о которой я расскажу позже.
Пожалуй, самый интригующий вопрос для любого путешественника (помимо, конечно, вопроса о том, как не сорваться в пропасть) — как вообще можно было построить мост на такой высоте, да ещё над бездной. Многие считают это одной из неразгаданных тайн, которая, вероятно, и привлекает сюда туристов. Сказать наверняка сложно, ведь сегодня мост выглядит совсем не так, как сразу после постройки.
Исследователи полагают, что изначально у моста Шехара была другая форма. Сейчас мы видим одну-единственную арку, но на фотографиях заметны остатки разрушенного основания, возможно, ещё одной арки. Когда и как она была разрушена — неизвестно. Сколько всего арок было изначально — тоже загадка. А может, это просто следы первых, неудачных попыток возвести переправу.
Военная хитрость и путь к спасению
Существует предание, что мост задумывался как стратегический объект. В случае нападения врагов местные жители могли быстро перебраться из деревни Шехара, расположенной на вершине горы Jabal Shaharah al `Amir, в соседнее поселение на горе Jabal Shaharat al Faykh — именно такую информацию можно найти во многих источниках.
Путь по карте неблизкий, да и весь горный массив имеет интересную форму, напоминающую подкову. Однако переход через мост позволял не спускаться вниз, а идти поверху. Если изучить карту, то, кажется, есть и обходной путь вокруг ущелья. Скорее всего, мост просто давал возможность выиграть драгоценное время в момент опасности.
В том же предании раскрывается и военная хитрость: те, кто знал секрет, могли полностью разрушить мост буквально за несколько минут, чтобы задержать противника. Возникает мысль: а не являются ли те самые разрушенные части моста следом такого «тактического отступления»? Хотя подтверждённой информации об этом мне найти не удалось.
История, вплетённая в камни
История этого места тесно переплетена с историей всего Йемена. Сегодня, говоря о Шехаре, чаще имеют в виду небольшую деревню, многие дома которой были разрушены во время бомбардировок в гражданскую войну 1960-х годов. Шехара долгое время была своеобразным штабом сил сопротивления — сначала туркам (упоминания об этом встречаются ещё с XII века), а позже и другим захватчикам.
Что любопытно, если взглянуть на карту, то рядом можно увидеть вторую часть поселения под названием Shaharah city. Рассказывают, что именно там сохранились остатки по-настоящему древних построек. Об этом говорит и материал — те же известняковые блоки, что и в мосте.
Та часть, к которой ведёт дорога через мост, видимо, построена позже. Говорят даже, что её немногочисленные дома возведены из материалов, взятых из старых зданий Shaharah city. Там же можно заметить традиционные для горных деревень резервуары для сбора воды.
Символ страны и местные легенды
Ещё одна особенность этого поселения — Шехара считается самой высокогорной деревней Йемена, что, конечно, добавляет ей туристической привлекательности. Но главной достопримечательностью остаётся мост. Его изображение даже попало на национальную валюту — в 2003 году была выпущена монета в 10 йеменских риалов с его силуэтом.
А теперь — обещанная легенда об архитекторе Салахе аль-Ямане. В одном из преданий говорится, что он построил только половину моста, а завершил работу некий таинственный незнакомец, вышедший из гор. Возможно, это отголосок реальных событий, когда мост частично обрушивался и его достраивали заново?
Мы уже упоминали, что Салах аль-Яман был потрясён тем, какую красоту можно создать из простых материалов обычными инструментами. Говорят, в итоге эта мысль свела его с ума. Вполне возможно, что продолжать работу он стал, уже будучи «другим человеком» — отсюда и легенда о загадочном строителе, достроившем мост.
И напоследок — совсем уж туристическая байка, придуманная, видимо, местными гидами. Рассказывают, что, впервые увидев мост Шехара, люди теряют дар речи и замирают в восхищённом вздохе. Якобы поэтому его иногда называют «Мостом Вздохов». Виды здесь и правда захватывающие, но название звучит немного надуманно, не находите?
Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь в раздел — это позволит алгоритму «сайта» показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!
