С сентября в московском метро планируют запустить пилотный проект: на одной из самых загруженных линий стоимость проезда в малопопулярные часы будет снижена. Идея выглядит логичной на первый взгляд, но, по моему мнению, может привести к неожиданным последствиям, включая общий рост цен для пассажиров.
О деталях эксперимента рассказал заместитель мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов. Смысл инициативы — перераспределить пассажиропоток, чтобы разгрузить линии в часы пик. Если работодатели скорректируют график работы для тех сотрудников, кому это удобно, и часть людей начнёт рабочий день не с 8–10 утра, а в более широком временном интервале — с 6–7 утра до полудня, как это практикуется, например, в Германии и Канаде, — нагрузка на транспорт снизится, а возможности для соблюдения дистанции в транспорте возрастут.
«Мы согласовали с мэром Москвы Сергеем Собяниным проведение пилота по снижению стоимости проезда на одной линии метро во внепиковый период утром. Если результат позволит перераспределить нагрузку — подумаем о распространении этой практики на другие загруженные перегоны. Технические детали сейчас прорабатываются, рассчитываем на запуск в сентябре», — пояснил Ликсутов в своей колонке на Московском транспортном портале.
Пока конкретики мало: не названы ни линия, ни точные часы действия льготного тарифа. На бумаге всё звучит разумно, но, анализируя ситуацию, я вижу несколько серьёзных рисков, которые могут свести на нет благие намерения.
Технические сложности и поведенческие ловушки
Во-первых, возникает вопрос: как технически будет реализовано снижение стоимости? Скорее всего, скидка будет применяться только при оплате картой «Тройка». При пересадках с МЦК или МЦД, а также при использовании билета «90 минут» или проездных на определённое число поездок учёт льготы может быть затруднён. А ведь многие регулярные пассажиры, особенно те, кто ездит на работу, пользуются именно такими проездными, а не разовыми билетами.
Во-вторых, введение скидки на конкретных станциях может, вопреки ожиданиям, создать новые точки скопления людей. Если вы живёте в районе, откуда одинаково удобно дойти до двух станций, одна из которых предлагает более дешёвый вход, логично, что вы выберете её. Это может привести к локальной давке там, где её раньше не было.
В-третьих, может возникнуть эффект «граничного времени». Если цена меняется, например, в 7:00, то непосредственно перед этим моментом у турникетов соберётся толпа людей, желающих успеть пройти по низкому тарифу. То же самое произойдёт, если скидка начнёт действовать с 10:00 — все, кто приехал чуть раньше, будут ждать у входа, создавая столпотворение.
Риск общего роста цен
И, наконец, самый тревожный для кошелька пассажира момент. Обычно введение гибкого ценообразования подразумевает не только снижение стоимости в периоды низкого спроса, но и её повышение в часы пик. Вполне вероятен сценарий, когда следующим шагом станет увеличение тарифа в самое востребованное время. Объяснять это будут всё той же необходимостью разгрузить метро. Могут, например, ввести скидку в 10 рублей утром и надбавку в 3 рубля в час пик, заявив, что «в среднем стало дешевле». Но для большинства пассажиров, которые ездят именно в пиковые часы, поездка станет дороже.
Подобная практика уже существует. Взять хотя бы динамическое ценообразование РЖД в купейных вагонах. Да, билеты, купленные за 90 дней, могут быть дешевле, но большинство покупает их за неделю-две до поездки, когда цены выше. Та же история с плацкартом: летом и в праздники билеты дорожают, а в низкий сезон (февраль-апрель, октябрь-ноябрь) дешевеют. В РЖД говорят, что средняя цена остаётся на установленном уровне. Это так, но большинству ехать нужно именно тогда, когда цены максимальны.
Аналогии с динамическим ценообразованием в сервисах вроде «Яндекс-Такси» или каршеринга тоже напрашиваются. Поэтому лично у меня эта инициатива с метро вызывает скорее опасения, чем оптимизм.
