Судьбы кормилиц в Российской Империи: разлука с детьми и привилегии службы

Недавно я рассказывала о том, как выглядели крестьянки-кормилицы в Российской Империи, и многие читатели спрашивали: а что происходило с их собственными детьми? Ведь если женщина могла кормить хозяйского младенца, значит, у нее совсем недавно родился свой ребенок. Куда же она его девала, пока заботилась о чужом?

Второй вопрос, который волновал многих: почему сами знатные женщины отказывались кормить своих детей? Что мешало им делать это самостоятельно?

И третий, не менее важный: а что получали за свой труд крестьянки? Платили ли им вообще что-нибудь?

Попробую разобраться во всех этих вопросах, поскольку они действительно интересны. Опираться буду на научные источники, в частности на статью «Кормилицы как особая социальная группа в российской империи XIX — начала XX веков».

Почему знатные женщины не кормили сами

Оказывается, далеко не всегда женщины высшего сословия отказывались от грудного вскармливания по собственному желанию. Часто они просто подчинялись общественным нормам. В привилегированных кругах самостоятельно кормить ребенка считалось неприличным, почти вульгарным.

Например, когда супруга великого князя Александра Николаевича, Мария Александровна, после рождения дочери Александры в 1842 году захотела сама кормить малышку, император Николай I строго-настрого запретил ей это делать.

А когда великая княгиня Мария Павловна, жена Владимира Александровича, в 1875 году после появления первенца Александра решила кормить его сама, это вызвало в высшем обществе настоящее недоумение и даже осуждение.

Но так было не всегда. Еще в конце XVIII века жены императоров и царей сами вскармливали своих детей. Последней императрицей, которая это делала, была Екатерина I, жившая на рубеже XVII и XVIII столетий.

Получается, что до начала XVIII века знатные дамы еще кормили детей, а потом эта традиция постепенно сошла на нет и полностью исчезла к началу XX века.

Причины отказа от грудного вскармливания

Почему же так произошло? В упомянутой научной статье высказывается предположение, что одной из причин мог быть так называемый эффект естественной контрацепции: в период лактации вероятность новой беременности снижается. А знатным женщинам нужно было рожать как можно больше детей, особенно сыновей, чтобы обеспечить продолжение рода. Детская смертность в те времена была высокой, поэтому частые роды были своеобразной страховкой.

Таким образом, отказ от грудного кормления стал способом стимулирования рождаемости в высших слоях общества.

Что происходило с детьми кормилиц

Что касается крестьянок, то их судьба была куда трагичнее. Со своими детьми они виделись редко, а часто младенца просто забирали у матери. Естественно, женщины переживали это очень тяжело.

Вот что писала в своем дневнике фрейлина императрицы А.А. Вырубова о поиске кормилицы для цесаревича Алексея:

«Когда Маленькому должны были дать мамушку, то я помню, как все измучились. Первая кормилица побыла три дня и заболела (доктор признал неровное потрясение, вызванное страхом, что не угодит). Вторая тоже: побыла пять дней — у нее оказалось мало молока (у нее был первый ребенок, и она по нем тосковала, оттого уменьшилось молоко). Третья кое-как приспособилась...»

Во время службы кормилицам запрещалось навещать свои семьи, видеться с собственными детьми и даже выходить в город без сопровождения — все из-за страха, что они могут занести инфекцию к знатному младенцу.

Кто же кормил их детей? Скорее всего, женщины договаривались с соседками, которые тоже недавно родили и могли взять на попечение еще одного малыша. Но такие истории часто заканчивались печально.

Со второй половины XIX века нравы стали мягче. Иногда детям кормилиц разрешали жить с ними при дворе, но только после тщательного медицинского осмотра. В обычных дворянских семьях, вероятно, все было проще: кормилице могли позволить взять своего младенца с собой. Но четких правил не существовало — все зависело от воли хозяев.

Как оплачивался труд кормилиц

Во времена крепостного права говорить о какой-либо оплате не приходилось, но позже, когда крестьяне получили больше свободы, труд кормилиц начали вознаграждать — иначе зачем им было соглашаться на такие условия?

Что же получали кормилицы? Расскажу на примере императорской семьи, которая компенсировала все «неудобства» весьма щедро.

Если кормилицу забирали в разгар полевых работ, ее семье выплачивали пособие для найма работницы. Даже тем женщинам, которые не прошли отбор, вручали «награду от ее величества».

После окончания службы кормилица получала целый ряд привилегий.

  • Во-первых, она приобретала пожизненный статус «бывшей кормилицы члена императорской фамилии». Такой же статус получал и один из ее детей, становясь молочным братом или сестрой знатного младенца. На этом основании им полагались денежные выплаты.

Иногда несколько детей кормилицы могли стать молочными родственниками члену императорской семьи. И это были не просто формальности: например, Николай I поддерживал отношения с молочными родственниками вплоть до 1853 года — целых 57 лет после смерти своей кормилицы.

  • Во-вторых, кормилицы получали солидные денежные выплаты. После увольнения им могли выдать единовременное пособие до 860 рублей. Для сравнения: годовая зарплата управляющего удельной конторой составляла 1000 рублей серебром, а бухгалтера — 570 рублей. То есть выплата почти равнялась годовому доходу государственного служащего.
  • Кроме того, бывшая кормилица имела право на пожизненную пенсию. В первой четверти XIX века пенсия была не обязанностью государства, а наградой, и далеко не все служащие могли на нее рассчитывать.
  • Каждой кормилице по традиции собирали богатое приданое. Также они получали денежные подарки на именины, Рождество, Пасху и другие праздники.
  • В-третьих, бывшие кормилицы имели приоритет при рассмотрении прошений, поданных на высочайшее имя. Их ходатайства удовлетворялись почти всегда, даже если это противоречило установленным правилам.
  • В-четвертых, им оказывали помощь в строительстве дома.

В целом, для крестьянки стать кормилицей было большим событием. Например, Дарью Иванову, кормилицу цесаревича Алексея Николаевича, в 1904 году выбрали из 18 молодых женщин. И позже, по воспоминаниям односельчан, те несколько месяцев, что она кормила наследника, остались для нее главным событием в жизни.