Два года блогу «1520. Все о ж/д»: итоги, планы и размышления автора

Приветствую всех читателей! Мой проект «1520. Все о ж/д» родился в мае 2018 года, и вот уже мы отмечаем его двухлетний юбилей.

В этой статье я, автор блога Кирилл Балберов, поделюсь своими мыслями о пройденном пути. Я отвечу на ключевые вопросы о проекте, расскажу о коллегах, чьи работы ценю, поделюсь планами на будущее, выскажу свое мнение о платформе «Яндекс.Дзен» и, конечно, буду рад услышать ваше мнение. Формат «интервью с самим собой» может показаться необычным, но иногда он позволяет взглянуть на вещи под новым углом.

Как все начиналось?

– Как появился сайт «1520. Все о ж/д»?

– Мой путь в блогинг немного отличается от пути многих других авторов. Если большинство пришли на платформу с опытом ведения блогов где-то еще, то для меня «Дзен» стал первой серьезной площадкой. В юности у меня был Живой Журнал, но это был скорее личный дневник без конкретной темы. Сегодня такой формат почти нежизнеспособен, если только вы не медийная личность.

Узнав, что платформа поддерживает авторов тематических каналов, я сначала завел блог об авиации, но развивать его быстро перестал (хотя изредка что-то там публикую). Затем появилась идея канала о железной дороге. Обе темы мне близки, но железная дорога – особенно. С детства моя жизнь связана с тремя городами, и поезда до сих пор остаются для меня основным способом передвижения.

Два года спустя: изменения и конкуренция

– Что изменилось за два года в вашей нише и на платформе?

– Когда я начинал два года назад, в этой теме на «Дзене» было очень мало авторов. Сейчас их стало значительно больше, но, к сожалению, действительно качественных блогов – единицы. О них я расскажу чуть позже.

Что касается самой платформы, ее рост очевиден, но он сопровождается определенными сложностями. Недавно о них очень точно написал в своем блоге Сергей Анашкевич (travelmaniac). Не буду повторяться – я столкнулся со всеми описанными им проблемами. Тем не менее, «Дзен» на сегодня – единственная текстовая блог-платформа, где автор может получать доход от рекламы и где сама система помогает находить читателя. Поэтому я остаюсь именно здесь.

Коллеги и вдохновение

– Кого еще можно почитать о железных дорогах?

– Сначала о тех, кого очень не хватает. К огромному сожалению, чуть больше года назад ушел из жизни Михаил Кривый. Для меня он остается недосягаемым эталоном качества – и в фотографиях, и в текстах. Мы не успели познакомиться, пока я только осваивался на платформе. Очень рекомендую почитать его архив.

Мне жаль, что не сложилось сотрудничество с «Дзеном» у Сергея Сигачева (известного также как «Перископ из глубин Тихого океана»), теперь он снова ведет блог в ЖЖ. Его железнодорожные материалы я очень ценю.

Но и на «Дзене» есть несколько замечательных авторов, на которых стоит обратить внимание. Это машинист из Осташкова Алексей Алексеев, исследователь железных дорог Сергей Болашенко, выдающийся фотограф метро Александр Попов, эксперт по петербургскому метро Дмитрий Графов. Также я подписан на разделы «Транспортный глобус» Георгия Красникова (там не только о ж/д), «Записки составителя поездов» и «Zaalan».

О хайпе и балансе контента

– Почему в блоге «1520» иногда появляется «желтуха», вроде историй про обмен полками?

– Во-первых, сейчас такого уже практически нет. Во-вторых, да, иногда я старался «поймать волну» популярных тем. Дело в том, что материал об устройстве сцепки вагонов интересен в сотни, а то и в тысячи раз меньшему числу людей, чем, условно говоря, истории о взаимоотношениях соседей по купе или сравнение мест в плацкартном вагоне.

Благодаря тому, что некоторые мои тексты набирают сотни тысяч просмотров и приносят доход от рекламы, у меня появляется возможность и ресурсы работать над гораздо менее популярным, но важным для преданной аудитории контентом – глубокими техническими обзорами или историческими исследованиями.

При этом даже за то, что иногда называют «хайпом», мне не стыдно. Я всегда стараюсь, чтобы информация была проверенной и полезной, даже в самых «бытовых» темах.

Диалог с аудиторией и критика

– На что чаще всего жалуются читатели?

– Больше всего недовольства исходит от некоторых железнодорожников-профессионалов. Я – дилетант, и в этом одновременно моя слабая и сильная сторона.

Я могу не знать каких-то тонкостей, но когда мне нужно написать о сложной или незнакомой теме, я, как правило, консультируюсь со специалистами и тщательно проверяю информацию.

Однако, когда я пытаюсь просто и доступно объяснить сложные технические нюансы – например, процесс укладки рельсов, – неизбежно происходят упрощения. Иначе массовому читателю будет непонятно. Специалистам, которые ежедневно работают с этими процессами, такие упрощения часто не нравятся, и в комментариях можно встретить резкую критику.

Но здесь важно понимать: этот блог создан не столько для железнодорожников, сколько для пассажиров. Он носит популяризаторский, массовый характер. Поэтому упрощения будут, но я прилагаю все усилия, чтобы минимизировать фактические ошибки. И я очень благодарен тем профессионалам, которые помогают мне в этом, указывая на неточности.

Лучшие материалы года

– Какие тексты за последний год вы считаете самыми важными?

– За год вышло около 500 публикаций, и проходных среди них было совсем немного. Хочу выделить те, которые, на мой взгляд, получились особенно качественными.

Например, после поездки на Каринскую узкоколейку в Кировской области я подготовил три материала. Первый – о самой дороге и о том, как поезда пять раз в день перевозят пассажиров. Второй – о музее, который создается в поселке Каринторф. Третий – интервью с совладельцем дороги Евгением Стерлиным, увлеченным человеком, который хочет сохранить эту уникальную линию.

Вообще, интервью – мой любимый жанр, но, к сожалению, он не слишком популярен у читателей. Вот, например, машинист тепловоза рассказывал о своей работе и не самых приятных обязанностях. Проводник компании «Гранд Сервис Экспресс» Алексей Уланов делился своим путем в профессию и тем, как решать конфликты с пассажирами. Владелец музея трамваев в Коломне Андрей Мясников – настоящий энтузиаст и знаток – рассказывал о своем деле (этот текст прочитали всего около 200 человек, что меня очень огорчило – рекомендую вам его найти).

Отдельное место занимает рубрика «тест поезда». Я старался прокатиться в интересных и необычных составах и подробно описать свои впечатления. Вот, например, отчет о поездке в самом новом двухвагонном плацкартном сцепе, а это – о таком же сцепе, но уже в купейном варианте. Весной 2019 года мне довелось проехать в первом плацкартном вагоне со шторками. Поезд Allegro между Петербургом и Хельсинки ходит давно, но в 2018 году его обновили к Чемпионату мира по футболу – вот что из этого вышло.

Для поездок между Москвой и Петербургом в 2019 году я часто выбирал частный поезд «Мегаполис». Здесь я описывал поездку в СВ, а здесь показывал изнутри вагоны разных классов. Также я составлял рейтинг поездов на направлении Москва – Петербург. Прошлым летом я прокатился и описал путешествие в беспересадочном вагоне Москва – Сортавала (сейчас этот вагон отменен, вместо него назначен целый поезд). А еще я успел проехать в крымском плацкарте еще до запуска регулярных поездов в Крым.

Были и разочарования. Например, легендарный поезд «Россия» (кстати, второй поезд Москва – Владивосток, хоть и нефирменный, оказался намного лучше). Не порадовала и «Вятка». Досталось от меня (и, думаю, заслуженно) двухэтажному поезду «Кавказ». И хотя «Красная стрела» на их фоне выглядит отлично, я нашел, за что покритиковать и ее. А вот поезд Москва – Москва (круговой маршрут) оказался очень интересным и полезным открытием – не только для железнодорожных энтузиастов, но и для обычных пассажиров.

«Невский экспресс», который после запуска «Сапсана» отошел на второй план, лично меня продолжает вдохновлять. Как и поезд «Экспресс», в составе которого ходят немецко-российские купейные вагоны RIC. Приятное впечатление оставил и белорусский фирменный плацкарт. На этом, пожалуй, остановлюсь с ссылками, а то можно перечислить пол-блога. Кстати, напишите в комментариях – может, стоит сделать отдельный материал, где в подобном формате собрать все самые интересные публикации?

Обратная связь и комментарии

– Почему вы не читаете комментарии и не отвечаете на них?

– Как-то я посчитал, что в день мне приходит от 300 до 1000 комментариев. Только чтобы прочитать их все, нужно два-три часа. У меня просто не остается на это времени, иначе я не успею работать над новыми материалами. Мне часто бывает неловко, когда в комментариях был важный вопрос или конструктивная критика, а я узнаю об этом лишь спустя месяц. Именно поэтому я прошу всех, у кого есть серьезные вопросы или предложения, писать мне на почту, которая указана в шапке блога. Однако к этой статье я обещаю прочитать все комментарии и ответить на них.

Планы на будущее

– Что будет дальше с проектом «1520. Все о ж/д»?

– Блог продолжит работу в прежнем режиме. В прошлом году я много писал о новых вагонах – и продолжу это делать. Как только на линию выйдут новые «Иволги 3.0», двухэтажные двухвагонные сцепы, вагоны «Метро-2020» – будьте уверены, вы прочитаете о них первыми. Я планирую уделять больше внимания узкоколейным железным дорогам, железнодорожным музеям, которые сохраняют для нас историю транспорта, и самой железнодорожной истории. Я все еще размышляю над форматом интервью с профессионалами, чтобы их читало не 200 человек, а значительно больше.

Помимо блога, у меня есть телеграм-канал. В нем я публикую новости из мира железных дорог, которые кажутся мне важными и интересными для пассажиров.

У меня накопилось много материала, который я планирую в ближайшее время изложить в видеоформате. Это позволит глубже раскрывать некоторые темы. Ролики будут появляться как здесь, на «Дзене», так и на моем YouTube-канале.

Мечта о самостоятельном сайте

– Есть ли планы выйти за рамки блог-платформ и создать собственный сайт?

– Планы есть, но все упирается в ресурсы. Создание сайта с актуальной информацией для любителей железных дорог и обычных пассажиров – насущная необходимость.

В российском интернете нет единого ресурса, куда человек мог бы зайти и получить полную картину о современном состоянии железнодорожного транспорта. Узнать, какие линии действуют, какие тепловозы и вагоны ходят, прочитать о культовых фирменных поездах, ретромаршрутах, музеях, действующих узкоколейках, погрузиться в историю. Вся эта информация разрознена по разным ресурсам, часто она неполная и изложена слишком сложно.

Я думаю о создании такого сайта, но понимаю, что реализация такого проекта требует финансирования. Дело не только в технической части, но и в наполнении – нужно много качественного контента: текстов и иллюстраций. Доход от рекламы, который там может появиться, в лучшем случае покроет расходы на поддержку сайта через полгода-год после запуска.

В связи с этим хочу посоветоваться с вами – как вы думаете, стоит ли запустить краудфандинг (народный сбор средств) для финансирования такого проекта? Напишите, пожалуйста, в комментариях. Если вы готовы поддержать эту идею хотя бы символически, заполните форму ниже. Если я пойму, что есть достаточное количество людей, которые доверяют мне создание такого ресурса, я свяжусь с вами и приступлю к работе.

Чего не хватает в России?

– Чего еще, кроме сайта, вам не хватает в России в теме популяризации железных дорог?

– Честно говоря, в России идея популяризации железных дорог вообще практически не реализована. Хорошо, что остались энтузиасты и музеи. Но нет хорошего глянцевого ежемесячного журнала (во Франции, Германии, Великобритании выходят десятки железнодорожных изданий на любой вкус), захирела отраслевая литература, даже специализированный магазин «Транспортная книга» закрылся. Не хватает публичных лекториев, хотя есть отдельные блестящие рассказчики. Но на одном энтузиазме долго не протянешь, а в РЖД, увы, не заинтересованы в поддержке подобных инициатив. Надеюсь, в будущем ситуация изменится к лучшему.