В поисках гигантов: как мы искали советские шагающие экскаваторы под Воскресенском

Привет всем! Хочу рассказать о нашем приключении — мы дважды пытались добраться до места, где на вечной стоянке ждут своей участи могучие шагающие экскаваторы. Первая попытка случилась ещё в мае. Мы отправились на одной машине, но в лесу не рассчитали траекторию и угодили в глубокую колею.

Наш тяжёлый автомобиль буквально прилип брюхом к мокрой, липкой карьерной глине. С утра мы застряли, и только к обеду друзья на подготовленных внедорожниках вызволили нас вместе с машиной.

Лето пролетело в делах и заботах, но осенью снова возникло непреодолимое желание пробиться к этим железным монстрам. Нам не хотелось идти проторенной дорогой к немецкому экскаватору Takraf ERs 710 — к нему и так ездят многие. Наша цель была иной.

Мы мечтали увидеть стоянку тяжёлой техники, предназначенной для распила и утилизации, — машин, произведённых на украинском НКМЗ (Новокраматорский машиностроительный завод). В те времена Украина была частью СССР, а завод в Краматорске создавал поистине легендарные вещи. Здесь были изготовлены: стартовый комплекс для космического корабля «Буран-Энергия», проходческие машины для Московского метрополитена и даже основные конструкции Крымского моста в Москве.

Собрав вещи, мы снова отправились в путь.

Индустриальные пейзажи Воскресенска

Окрестности города Воскресенска — это отдельная вселенная для ценителей промышленного туризма.

Здесь индустриальная урбанизация достигает невероятного, почти сюрреалистичного масштаба.

Высоченные трубы, гигантские корпуса химических производств и огромный террикон отходов, известный как «Белая гора» под Воскресенском. Увидев это впервые, сложно не поразиться размаху и мощи человеческого труда.

Трудности пути и встреча с гигантами

Подъехать к самим экскаваторам оказалось непросто. Их теперь охраняют, все более-менее вменяемые подъезды либо затоплены, либо перекопаны. Территорию патрулируют люди в форме. Но больше всего поразило невероятное количество диких собак в районе карьера. Чем они там питаются — загадка. На всякий случай у меня с собой был свисток для «отпугивания акул».

Основные точки мы наметили ещё дома. Под ровный рокот дизеля нашего полноприводного Mitsubishi Pajero Sport добрались до них без особых проблем.

Карьер поражает своими масштабами. Виды открываются захватывающие. Остовы экскаваторов видны издалека.

___

Приближаясь, понимаешь, что они похожи на корабли, выброшенные на берег, с голыми мачтами, лишёнными парусов.

И вот он — огромный, ржавый монстр во всей своей величии!

Как работает шагающий экскаватор?

Шагающий экскаватор, вопреки названию, не шагает, а скорее ползает.

Он приподнимает свою многотонную тушу на специальных «ногах», переставляет их и таким образом медленно перемещается.

Что интересно, на место работы такого исполина — драглайна — его доставляют только в разобранном виде. Габариты колоссальные, поэтому перевозят его частями по железной дороге.

Уже на месте машину собирают, настраивают, и здесь она трудится. Когда карьер выработан, «шагохода» либо разбирают и утилизируют, либо перевозят на новое место. Процедура эта очень дорогая, поэтому решение всегда принимается исходя из коммерческой целесообразности.

Задача у драглайна одна — перемещать породу из карьера в место, удобное для последующей погрузки.

Он не копает в привычном понимании, а скорее скребёт поверхность. То, что попадает в его гигантский ковш (в который, кстати, легко поместится автомобиль), он и перемещает. Выгружать породу шагающий экскаватор может прямо в железнодорожные вагоны или в отвал, откуда её уже забирает более мелкая техника.

Немного истории

Впервые идея экскаватора была предложена ещё в 1420 году в Италии. Сам Леонардо да Винчи усовершенствовал конструкцию и предложил использовать её для прокладки каналов в Миланской долине.

Вот его описание: «Ковш, заостренный, как лемех, спереди и сзади, имеет сито. Это позволит зачерпнуть много грунта и даст стечь воде.

Ковш будет подвешен на канатах, которые наматываются на ворот, расположенный на понтоне. Дно ковша может также откидываться, что облегчит его разгрузку». А первый настоящий драглайн был изготовлен уже в США в 1884 году.

Управляет этой махиной весом почти в 700 тонн всего один человек — машинист экскаватора.

А питается вся эта мощь от электродвигателя постоянного тока.

Вот такие они, промышленные титаны.

Даже в таком, «уснувшем» состоянии, эти гиганты производят неизгладимое, мощное впечатление, напоминая о масштабах индустриальной эпохи.

✌️Всем спасибо за внимание! Мира вам, не забывайте ставить лайки, делать репосты. И, конечно, — подписывайтесь на канал «Промышленный турист», а мы вам и не такое покажем.

Статья про Takraf ERs 710 на канале наших друзей.