Может показаться странным, но иногда возникает ситуация, когда нужно намеренно пустить поезд под откос — это экстренная мера для предотвращения ещё большей беды. Для таких случаев на железных дорогах существуют специальные приспособления.
Почему это необходимо
Железнодорожный транспорт — это зона повышенной опасности, где малейшее нарушение правил или технический сбой могут привести к тяжёлым последствиям. Представьте себе вагон, который самопроизвольно покатился со станции — такое случается, например, на сортировочных горках, если вовремя не сработали тормоза. Неуправляемый вагон способен спровоцировать крупную аварию, подобную той, что произошла когда-то в США.
Виды аварийных устройств
Чтобы обезвредить «сбежавший» подвижной состав, применяют два основных типа устройств: сбрасывающий остряк и сбрасывающий башмак.
Сбрасывающий остряк — это, по сути, стрелка, которая ведёт в тупик или вообще никуда. В штатном режиме она настроена именно на сброс. Это сделано для того, чтобы состав при самопроизвольном движении не выехал на занятые пути и не столкнулся с другим поездом. Когда же проезд разрешён, стрелку переводят в нормальное положение.
Подобные остряки используются по всему миру. В Японии, к примеру, это полноценные стрелочные переводы с рельсами, уходящими в пустоту.
В России же применяют более простое и лаконичное решение. Вот один из примеров.
И ещё один.
Что происходит при срабатывании
А теперь самое интересное — посмотрим, что бывает, когда поезд проезжает по такой стрелке, когда она не переведена. В интернете есть наглядное видео из Великобритании: диспетчер дал машинисту ретропоезда команду трогаться на красный сигнал, но при этом забыли проверить положение стрелки. Результат был впечатляющим и поучительным.
Альтернативный способ — сбрасывающий башмак
Кроме остряка, существует ещё одно устройство — сбрасывающий башмак. Он представляет собой механизм, который крепится непосредственно к рельсу и фиксируется на замок.
Это крайне опасное приспособление, в неумелых руках оно может само стать причиной катастрофы. Поэтому доступ к таким башмакам имеют только специально обученные и ответственные сотрудники железной дороги.
Вот как выглядит процесс схода вагонов с рельсов при помощи такого башмака на российской железной дороге.
Зрелище, надо сказать, одновременно пугающее и завораживающее.
