Как уникальный поезд «Смена» с проводниками-студентами был лишен индивидуальности и в итоге отменен

Мне хочется рассказать историю поезда «Смена», который долгие годы связывал Петербург (Ленинград) и Москву, начиная с 1984 года. Его уникальность заключалась в том, что состав обслуживали проводники-студенты из петербургского университета путей сообщения. Это был живой учебный полигон на колесах. Однако со временем Федеральная пассажирская компания (ФПК) начала стирать его самобытные черты, превратив сначала в обычный двухэтажный состав, популярный среди китайских туристов, а в итоге и вовсе отменив рейс.

«Говорят, здесь спокойнее»

Поезд №25/26, курсировавший между Ленинградом и Москвой, получил свое звучное имя «Смена» в 1984 году. Это название было хорошо знакомо жителям обеих столиц: в Москве выходил одноименный сайт, а в Ленинграде – популярная газета. На зеленых вагонах название написали тем же узнаваемым шрифтом, что и на газетных передовицах, что сразу создавало особую атмосферу.

Идея сделать проводниками студентов ЛИИЖТа (ныне ПГУПСа) принадлежала ректору Евгению Яковлевичу Красковскому. Он сумел убедить Министерство путей сообщения, что такой поезд станет идеальной круглогодичной практикой для будущих специалистов, а не только летней подработкой. Так появился первый постоянно действующий студенческий отряд проводников. В 1993 году, к двухтысячному рейсу, поезду было присвоено звание фирменного – признание его особого статуса.

Расписание «Смены» часто было удобным – поезд отправлялся и прибывал примерно на час раньше знаменитой «Красной стрелы». Состав формировался из купейных вагонов и вагонов СВ. Под чутким руководством опытных наставников студенты-проводники старались изо всех сил, и уровень сервиса полностью соответствовал высокому званию «фирменного». Хотя поезд и не был образцово-показательным, в нем, как позже отмечали пассажиры на форумах, «была душа» – особая, живая и теплая атмосфера.

«Смена» не просто выжила в сложные 1990-е, но и продолжала развиваться. В 2004 году, к 20-летию состава, газета «Октябрьская магистраль» писала о том, как высоко держит планку студенческий отряд. Командиром отряда тогда был Сергей Семенов, сам в прошлом «сменовец». Он отмечал, что в рейс не пускали студентов со средним баллом ниже четверки, так что ребятам приходилось стараться и в учебе, и в работе. Интересно, что многие из них, подобно морякам, тосковали по жизни на колесах и с нетерпением ждали своей очереди отправиться в путь в роли гостеприимного хозяина вагона.

Популярность поезда росла, и газета с гордостью отмечала, что его все чаще выбирали знаменитости, предпочитавшие «Смену» даже знаменитым «первому», «третьему» и «пятому» поездам. Артисты и музыканты объясняли свой выбор просто: «Говорят, спокойнее здесь». Среди пассажиров были Александра Пахмутова с Николаем Добронравовым, Асадуллин, «Иванушки International», группа «Сплин» и Андрей Макаревич. Михаил Боярский оставил в книге жалоб и предложений трогательную запись: «Я чувствую себя здесь как дома... Слава богу, я к вам скоро вернусь!» И многие действительно возвращались.

Новые вагоны и новое название

В 2007 году началось обновление подвижного состава: поезд стал получать новые вагоны, окрашенные в синие тона корпоративной ливреи.

А в 2009 году в РЖД приняли довольно странное, на мой взгляд, решение – добавить к историческому названию «Смена» имя первого руководителя университета Августина Бетанкура. Так поезд стал называться «Смена — А. Бетанкур». Это второе слово появилось и на бортах вагонов, что многим показалось излишним и нарушающим сложившуюся идентичность состава.

Конкуренция на маршруте Москва – Петербург росла, и зимой в состав «Смены» стали включать плацкартные вагоны. Правда, это был фирменный плацкарт с удобным расписанием, хорошим климат-контролем и застеленными верхними полками. Постепенно студенческая бригада стала чередоваться с профессиональной, взрослой. В «нулевых» проводники «Смены» регулярно участвовали и побеждали в корпоративных конкурсах профессионального мастерства РЖД, что говорило о высоком уровне подготовки.

Начало конца уникальности, как мне кажется, было положено в начале 2010-х, когда в РЖД решили отказаться от фирменных окрасок составов. Объясняли это необходимостью более гибко тасовать вагоны между поездами. В результате «Смена» постепенно превратилась в заурядный серый состав, лишившись своего узнаваемого «лица».

Несмотря на это, к 2013 году поезд все еще пользовался популярностью. Начальник одного из составов Алексей Богомолов в интервью газете «Гудок» рассказывал о сплоченном коллективе без текучки кадров, где многие посвятили профессии не одно десятилетие. Он отмечал, что, несмотря на конкуренцию со стороны «Сапсана», загрузка поезда держалась на уровне 90%. Пассажиров привлекало удобное расписание: сесть в вагон в 23:00 и, хорошо выспавшись, выйти в Москве в 8 утра.

Я и сам в те годы часто выбирал «Смену», предпочитая один и тот же 13-й вагон. Там работала проводница предпенсионного возраста, которая была эталоном профессионализма: безупречная чистота, уютная атмосфера и внимание к каждому пассажиру. Приятной традицией было утреннее обращение начальника поезда по громкой связи: «Доброе утро, уважаемые пассажиры...» – это создавало ощущение заботы и порядка.

Закат «Смены»

С середины 2010-х качество стало заметно падать. В состав начали попадать старые, «не родные» для «Смены» вагоны. В интернете появились отзывы, описывающие запустение, грязь в туалетах и полное отсутствие былого фирменного сервиса. Поезд терял своих постоянных пассажиров.

В 2017 году эксперименты продолжились: ненадолго поставили новые вагоны «риц» производства Тверского завода и Siemens, а к концу года «Смена. А.Бетанкур» и вовсе стала двухэтажным составом. Обслуживание передали в Москву, и от первоначальной идеи поезда, который обслуживают студенты, остались лишь название и номер в расписании. Душа поезда улетучилась.

Новый двухэтажный состав стал особенно популярен у китайских туристов, турфирмы которых выкупали целые вагоны. Я несколько раз проехался в этом обновленном виде. Включенное в стоимость питание свелось к символической бутылке воды и тульскому прянику. Постепенно те пассажиры, кто ценил комфорт и особую атмосферу, перешли на другие поезда.

Финал этой истории печален: с начала апреля 2020 года поезд был отменен в связи с резким падением пассажиропотока. На данный момент неизвестно, вернется ли он когда-нибудь на рельсы и в каком качестве. Так закончилась история уникального проекта, который когда-то был больше, чем просто транспортным средством.