Это место обладает какой-то особой, суровой и даже жестокой красотой. Стоя здесь, я наконец понял, почему именно эту локацию — Кармадонское ущелье неподалёку от Даргавса — выбрала тогда съёмочная группа.
Те, кто знаком с творчеством Сергея Бодрова, знают его подход: он всегда стремился к глубокой проработке не только образов, но и мест действия. Его притягивали характе́рные, душевные, «цепляющие» локации, которые становились полноценными героями его картин. Это никогда не были студийные декорации, искусственные пейзажи или хромакей. Только натурные съёмки, даже если добираться до места было дорого, сложно и… опасно.
И слово «опасно» здесь — отнюдь не фигура речи. 20 сентября 2002 года вся страна замерла у экранов, слушая страшные новости о сходе ледника Колка. Связь прервалась со съёмочной группой Сергея Бодрова, которая как раз работала там, где ледник обрушил кромешный ад — в Кармадонском ущелье в Северной Осетии.
Кажется, те новостные репортажи ещё свежи в памяти, но сейчас, стоя на грунтовой дороге в ущелье, сложно даже представить, что 18 лет назад здесь неслась чудовищная масса — камни, лёд, грязь, сметая всё на своём пути, выгрызая куски скал и заваливая пещеры.
Местные жители рассказывают, что и дорога, и скалы, и сама река до схода ледника выглядели совершенно иначе. Когда ущелье расчистили, многие его просто не узнали.
Следы стихии на камнях
— Останови машину, покажу тебе кое-что, — сказал мой друг-проводник, когда мы проезжали довольно узкую теснину. Он вышел и позвал за собой. — Вот, посмотри на скалы. Этих следов здесь не было до схода ледника. Представляешь, с какой чудовищной силой и скоростью он давил на камни, чтобы оставить такие шрамы!
Я не знаю наверняка, правда ли это. Может, эти протяжные полосы на скалах — следы других геологических процессов. Но… Ледники — это действительно невероятно мощная, почти необузданная стихия.
— А здесь раньше дорога шла через тоннель, — продолжил проводник. — Но его полностью завалило. Поэтому новую дорогу, когда расчищали ущелье, прорубили прямо по старому руслу реки.
Тоннель надежды
Наконец мы подъехали к тому самому тоннелю. Именно в нём, как надеялись тогда, мог укрыться от ледника Сергей Бодров со своей группой. Здесь, у этого входа, несколько месяцев шли самые интенсивные поисковые работы.
Вся страна тогда надеялась и верила, что именно здесь найдут любимого актёра и режиссёра, что каким-то чудом ребятам удалось спастись и продержаться. Умом мы понимали, насколько это маловероятно, даже если они и успели спрятаться… Но сердце отказывалось верить в худшее.
Здесь никого не нашли. Сейчас мы спокойно подъехали сюда на машине, а тогда, 18 лет назад, над этой штольней лежала стометровая толща льда и камней. В неё бурили скважины, в отчаянной надежде найти хоть какие-то следы.
Теперь здесь, на стене перед тоннелем, висит памятная плита и лежат свежие цветы. Тишина и горы помнят.
Подписывайтесь на мой сайт, чтобы не пропустить продолжение серии репортажей из автопутешествия по Северному Кавказу.
———
Следите за всеми путешествиями в режиме онлайн: подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru или на сайт в телеграме https://t.me/travelmaniac_ru. Новые истории — в сторис и публикациях.
