Мой переход на OpenStreetMap и OSMAnd для навигации в путешествиях

О морской навигации я, кажется, уже рассказывал, а вот с сухопутными поездками история сложилась по-другому. Когда путешествуешь на технике, нужны однозначно векторные карты — такие, чтобы по ним можно было строить маршруты автоматически и чтобы они охватывали огромные территории. Растровые карты для этих целей совершенно не годятся.

Неудачный опыт с Garmin

Когда-то, еще в мотоциклетные времена, я пользовался туристическим навигатором Garmin eTrex 30. В комплекте с ним шла карта всей России, которая в населенных пунктах была прорисована вполне прилично. Но это касалось только умеренных широт и популярных районов. Стоило заглянуть в какое-нибудь глухое место — и там сразу обнаруживалось белое пятно. Использовать растровые карты на этом устройстве было сущей пыткой, да и сам навигатор ужасно тормозил и был неудобен во всем. Думаю, то же самое можно сказать и о другой продукции этой фирмы.

В общем, когда я собирался в финскую поездку и планировал будущие походы по России, то, посмотрев на дорогие туристические навигаторы в интернет-магазинах, быстро отказался от этой идеи. Тем более что альтернатив устаревшему «Гармину» на нашем рынке, увы, нет. Российские военные навигаторы я тоже не рассматривал из-за высокой цены и отсутствия в свободном доступе оригинальных карт для них.

Возвращение к смартфону

Оставался проверенный и гарантированно рабочий метод — взять телефон или планшет и пользоваться навигационной программой. К счастью, у меня давно пылился без дела защищенный телефон BQ, который как обычный смартфон был бесполезен, но идеально подходил для роли навигатора. Я уже писал об этом аппарате, отмечая, что его экран работает даже мокрым и грязным, а аккумулятор обладает огромной емкостью. По-моему, это отличный выбор для туристической навигации. Оставалось только подобрать подходящие карты.

От Яндекс.Навигатора к OSM

Тут вариантов тоже немного. Обычно все пользуются Яндекс.Навигатором из-за его бесплатности и возможности скачивать карты на устройство. Но есть два нюанса: например, карты Финляндии или Швеции скачать нельзя, и эту программу сложно считать туристической — она подходит только для езды по крупным дорогам. И тогда я вспомнил про OpenStreetMap (OSM), который раньше никогда не воспринимал всерьез.

Открытие нового мира

Оказалось, что прогресс давно шагнул вперед: сообщество закартографировало огромные территории, на картах появились не только типы растительности, но и рельеф! OpenStreetMap превратился в мощный инструмент. Для навигации на телефоне есть удобное приложение OSMAnd, и я узнал, что могу легко редактировать карты на компьютере. Причем редактировать можно локально, без интернета и только для себя, не загружая изменения на сервер OSM.

Итоги и планы

Короче говоря, за время поездки я сильно привык к OSMAnd и картам OSM. Вместе они работают просто прекрасно. Теперь я сам регулярно занимаюсь общественно-полезным картографированием, а навигаторы Яндекса или Google использую только в городе, когда нужно найти конкретный магазин.

Надеюсь, в ближайшее время опробую весь этот комплекс (OSMAnd на телефоне + JOSM на компьютере) в наших русских дебрях. Больше всего меня вдохновляет в этих картах наличие слоя рельефа и возможность оперативно что-то дорисовать еще на этапе планирования маршрута, например, на основе спутниковых снимков.