Исследование заброшенной оловянной штольни «Придорожная»: ледяной лабиринт под горой

Рядом с одним из мостов через бурную реку Силинка, прямо в склоне горы, скрывается огромная заброшенная штольня с названием «Придорожная». Она входила в состав рудника «Рахман», где когда-то добывали олово для Горно-Обогатительного Комбината «Солнечный». Работы здесь прекратились в середине 2000-х годов, и с тех пор природа медленно отвоёвывает своё.

Примерная схема выработки до того места, где начинается деревянная крепь.

Первая попытка и ледяная преграда

Мы обнаружили это место ещё несколько лет назад, весной. Однако тогда исследовать штольню не получилось: главный грузовой портал был намеренно взорван, а в ходке для людей нас встретила непроходимая ледяная пробка. Лёд заполнял проход от пола до потолка на протяжении более ста метров. Пришлось отступить и ждать более тёплого времени года.

Вот так выглядел основной портал весной — груда камней и ощущение полной недоступности.

А это он же, но уже осенью. Картина почти не изменилась.

Завал из взорванной породы в главном портале был по-прежнему внушительным.

У самого входа валялись старые изоляторы от троллея — немые свидетели прошлой активности, датированные 1966 годом.

Вход через ходок и встреча со льдом

Примерно в пятидесяти метрах от грузового портала мы нашли вход, которым когда-то пользовались горняки. Раньше отсюда вёл крытый переход к техническим постройкам на поверхности, но от них не осталось и следа.

Весной этот проход был полностью забит льдом. Звучит невероятно, но дальше вы сами в этом убедитесь.

На дворе стояла середина сентября, но лёд до конца так и не растаял. С каждым нашим шагом вглубь его уровень становился всё выше, заставляя нас пригибаться.

Людской ходок понемногу расширялся, но лёд упрямо поднимался, прижимая нас к потолку и создавая ощущение ледяного плена.

Продвигаясь дальше, мы вышли к бывшей посадочной площадке. Именно сюда электровозы доставляли горняков к их рабочим местам.

Намёрзший лёд образовал причудливые волны, напоминающие застывшую реку. Идти по такой поверхности было крайне неудобно — ноги постоянно скользили, и нас относило к стенам штольни.

На стене висела табличка от светового короба троллея — ещё один артефакт ушедшей эпохи.

Конец льда и развилка

Неожиданно, спустя пару сотен метров, ледяной покров закончился.

Лёд превратился в небольшую подземную речку, которая привела нас к развилке. Здесь сходились грузовая штольня с тем самым взорванным порталом и та, по которой мы пришли.

Вид на развилку в обратную сторону. Слева — наш путь, справа — штольня, ведущая к завалу у портала.

Здесь, на стене, кто-то сохранил для истории название штольни и рудника.

Выработанная порода в этом месте удерживалась бетонной крепью, так как здесь раньше размещались различные системы, агрегаты и склады.

Ещё одна развилка, указывающая на сложную сеть подземных ходов.

Вода понемногу отступала, и на полу начали появляться шпалы от давно демонтированной узкоколейки.

По правой стороне штольни то и дело встречались ответвления и ниши, где когда-то стояло оборудование. На полу ещё виднелись бетонные фундаменты.

А здесь остался лишь пустой каркас шкафа электрощита.

Небольшой участок голой горной породы. Судя по анкерам, вкрученным в камень, раньше он был укреплён металлической сеткой. После этого участка снова начинался монолитный бетон. Справа, вероятно, находилась ниша-укрытие для взрывника.

Склад аммонала и последствия взрыва

Ещё одно ответвление вело в склад, где хранился аммонал.

В переходе валялся металлический шкаф, вероятно, для документации.

Вход на склад перекрывала массивная защитная дверь, которая теперь едва сдерживает треснувший бетонный свод. Всё указывало на то, что на складе когда-то произошёл мощный взрыв.

Ниши для хранения аммонала. На полу даже сохранились рельсы, а в конце штрека виднелся завал — обрушенная при взрыве порода похоронила под собой не меньше половины склада.

Вентиляционная выработка и обратный путь

Ответвление в вентиляционную выработку.

Здесь снова была голая порода, а сама выработка упиралась в завал у предполагаемого вентиляционного ствола.

Иногда на пути попадались старые шахтные самоспасатели — устройства для экстренной помощи.

Ответвление ко второму входу на склад ВВ. Здесь когда-то стояла такая же защитная дверь, но её не сохранилось.

И снова развилка. Здесь тоже были видны сохранившиеся рельсы узкоколейки.

Ещё один проём от защитной двери, только на этот раз более широкий.

Мы вернулись в основную штольню и двинулись дальше, вглубь горы.

Деревянная крепь и точка возврата

Бетонные стены сменились старой деревянной крепью. Штольня уходила всё дальше в гору, к основному рудному телу.

Дальше от громких звуков что-то начало осыпаться, да и в целом конструкция выглядела крайне ненадёжной и опасной. Мы решили, что рисковать жизнью не стоит, и повернули обратно.

Вообще, рудники — одни из наших самых любимых объектов для исследований из-за их масштабов и атмосферы. Эта вылазка под гору определённо того стоила. На этом наше путешествие закончилось.

Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, лайк, подпишитесь на наш канал и группу ВКонтакте, делитесь нашими статьями с друзьями. Спасибо, что были с нами, и до новых встреч в следующих исследованиях!