Рядом с одним из мостов через бурную реку Силинка, прямо в склоне горы, скрывается огромная заброшенная штольня с названием «Придорожная». Она входила в состав рудника «Рахман», где когда-то добывали олово для Горно-Обогатительного Комбината «Солнечный». Работы здесь прекратились в середине 2000-х годов, и с тех пор природа медленно отвоёвывает своё.
Примерная схема выработки до того места, где начинается деревянная крепь.
Первая попытка и ледяная преграда
Мы обнаружили это место ещё несколько лет назад, весной. Однако тогда исследовать штольню не получилось: главный грузовой портал был намеренно взорван, а в ходке для людей нас встретила непроходимая ледяная пробка. Лёд заполнял проход от пола до потолка на протяжении более ста метров. Пришлось отступить и ждать более тёплого времени года.
Вот так выглядел основной портал весной — груда камней и ощущение полной недоступности.
А это он же, но уже осенью. Картина почти не изменилась.
Завал из взорванной породы в главном портале был по-прежнему внушительным.
У самого входа валялись старые изоляторы от троллея — немые свидетели прошлой активности, датированные 1966 годом.
Вход через ходок и встреча со льдом
Примерно в пятидесяти метрах от грузового портала мы нашли вход, которым когда-то пользовались горняки. Раньше отсюда вёл крытый переход к техническим постройкам на поверхности, но от них не осталось и следа.
Весной этот проход был полностью забит льдом. Звучит невероятно, но дальше вы сами в этом убедитесь.
На дворе стояла середина сентября, но лёд до конца так и не растаял. С каждым нашим шагом вглубь его уровень становился всё выше, заставляя нас пригибаться.
Людской ходок понемногу расширялся, но лёд упрямо поднимался, прижимая нас к потолку и создавая ощущение ледяного плена.
Продвигаясь дальше, мы вышли к бывшей посадочной площадке. Именно сюда электровозы доставляли горняков к их рабочим местам.
Намёрзший лёд образовал причудливые волны, напоминающие застывшую реку. Идти по такой поверхности было крайне неудобно — ноги постоянно скользили, и нас относило к стенам штольни.
На стене висела табличка от светового короба троллея — ещё один артефакт ушедшей эпохи.
Конец льда и развилка
Неожиданно, спустя пару сотен метров, ледяной покров закончился.
Лёд превратился в небольшую подземную речку, которая привела нас к развилке. Здесь сходились грузовая штольня с тем самым взорванным порталом и та, по которой мы пришли.
Вид на развилку в обратную сторону. Слева — наш путь, справа — штольня, ведущая к завалу у портала.
Здесь, на стене, кто-то сохранил для истории название штольни и рудника.
Выработанная порода в этом месте удерживалась бетонной крепью, так как здесь раньше размещались различные системы, агрегаты и склады.
Ещё одна развилка, указывающая на сложную сеть подземных ходов.
Вода понемногу отступала, и на полу начали появляться шпалы от давно демонтированной узкоколейки.
Оборудование и следы прошлого
По правой стороне штольни то и дело встречались ответвления и ниши, где когда-то стояло оборудование. На полу ещё виднелись бетонные фундаменты.
А здесь остался лишь пустой каркас шкафа электрощита.
Небольшой участок голой горной породы. Судя по анкерам, вкрученным в камень, раньше он был укреплён металлической сеткой. После этого участка снова начинался монолитный бетон. Справа, вероятно, находилась ниша-укрытие для взрывника.
Склад аммонала и последствия взрыва
Ещё одно ответвление вело в склад, где хранился аммонал.
В переходе валялся металлический шкаф, вероятно, для документации.
Вход на склад перекрывала массивная защитная дверь, которая теперь едва сдерживает треснувший бетонный свод. Всё указывало на то, что на складе когда-то произошёл мощный взрыв.
Ниши для хранения аммонала. На полу даже сохранились рельсы, а в конце штрека виднелся завал — обрушенная при взрыве порода похоронила под собой не меньше половины склада.
Вентиляционная выработка и обратный путь
Ответвление в вентиляционную выработку.
Здесь снова была голая порода, а сама выработка упиралась в завал у предполагаемого вентиляционного ствола.
Иногда на пути попадались старые шахтные самоспасатели — устройства для экстренной помощи.
Ответвление ко второму входу на склад ВВ. Здесь когда-то стояла такая же защитная дверь, но её не сохранилось.
И снова развилка. Здесь тоже были видны сохранившиеся рельсы узкоколейки.
Ещё один проём от защитной двери, только на этот раз более широкий.
Мы вернулись в основную штольню и двинулись дальше, вглубь горы.
Деревянная крепь и точка возврата
Бетонные стены сменились старой деревянной крепью. Штольня уходила всё дальше в гору, к основному рудному телу.
Дальше от громких звуков что-то начало осыпаться, да и в целом конструкция выглядела крайне ненадёжной и опасной. Мы решили, что рисковать жизнью не стоит, и повернули обратно.
Вообще, рудники — одни из наших самых любимых объектов для исследований из-за их масштабов и атмосферы. Эта вылазка под гору определённо того стоила. На этом наше путешествие закончилось.
Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, лайк, подпишитесь на наш канал и группу ВКонтакте, делитесь нашими статьями с друзьями. Спасибо, что были с нами, и до новых встреч в следующих исследованиях!
