В Казани проводники Федеральной пассажирской компании, которая является дочерней структурой РЖД, подали коллективный иск в суд и обратились в правоохранительные органы. Причиной стало их несогласие с действующей системой оплаты труда. Как сообщает издание «Бизнес онлайн», речь идет не о единичных случаях, а о массовом недовольстве среди сотрудников ФПК, которые утверждают, что им систематически недоплачивают значительные суммы.
До определенного момента условия работы и заработок устраивали большинство проводников. Они получали доход, который считался хорошим по региональным меркам. В качестве примера издание приводит историю Надежды Либертович, которая пришла работать проводницей после неудач в бизнесе и связанного с этим судебного разбирательства. Она работала на сложном северном маршруте из Казани в Новый Уренгой.
«В месяц у нее было четыре рейса, по 56 часов в одну сторону и столько же обратно. Работа сопряжена с экстремальными перепадами температур: выезжаешь из Казани при нуле градусов, а на месте встречает мороз под минус 40. Несмотря на все тяготы, женщина не жаловалась. Зарплата, по ее словам, была достойной: за один рейс выходило около 10 тысяч рублей плюс различные надбавки», – пишет «Бизнес онлайн».
Переломный момент
Ситуация кардинально изменилась в 2018 году после пожара в поезде Томск – Анапа, причиной которого стало короткое замыкание в розетке. Следствие усмотрело вину проводника и его усталость. После этого инцидента руководство ФПК решило строго соблюдать внутренние регламенты и прекратило отправлять проводников в дальние рейсы в одиночку. Это привело к росту расходов компании, которые она попыталась компенсировать за счет сокращения фонда оплаты труда.
Вскоре выяснилось, что такого количества персонала просто не хватает. Проводников снова стали отправлять в рейсы по одному, но в официальных документах это не отражали, а начисление зарплаты шло по старым нормам, как если бы в вагоне работали двое. Это породило полную неразбериху: в одних случаях люди работают в одиночку, но получают меньше, чем до 2018 года, в других – формально числятся вдвоем, хотя справляются и одни. Иногда трое проводников обслуживают два вагона, а в головном и хвостовом вагонах по правилам всегда должно быть по два сотрудника. Ситуации на разных маршрутах различаются, но оплата при этом стала унифицированной и, по мнению работников, несправедливой.
Надежда Либертович, например, утверждает, что за год ей не засчитали около 500 рабочих часов, из-за чего ее ежемесячный доход сократился на 16-21 тысячу рублей. У некоторых коллег зарплата упала практически вдвое.
Рост протеста
В марте прошлого года Либертович записала видеообращение к коллегам, опубликовала его на YouTube и призвала их к солидарности в борьбе за свои права.
Сейчас к протестному движению присоединились более 50 человек. Среди их претензий – не только система начисления зарплаты, но и практика преждевременного закрытия маршрутов. По словам одной из проводниц, маршрут закрывают уже через пять минут после прибытия на конечную станцию, хотя высадка пассажиров и последующая уборка вагона занимают гораздо больше времени, и этот труд уже не оплачивается.
57 проводников официально подали коллективный иск в суд, еще 240 коллег их поддерживают. По данным СМИ, общее число недовольных гораздо выше, но многие боятся открыто выступать, опасаясь потерять единственное место работы с относительно достойным заработком. Многие сотрудники приезжают на работу в казанский вагонный участок из деревень Татарстана, Марий Эл и Чувашии, где с трудоустройством очень сложно.
Суд принял иск к рассмотрению и уже запросил у ФПК необходимые документы.
Не единичный случай
Конфликт проводников с Федеральной пассажирской компанией не ограничивается Казанью. В январе этого года жительница Новочебоксарска Нина Александрова также написала заявление в правоохранительные органы. Ее не устраивает, что ФПК не оплачивает больничные листы, северные надбавки и, по ее мнению, систематически нарушает трудовое законодательство в части оплаты труда.
После обращений проводников в ФПК начали проводить коллективные совещания с привлечением представителей ФСБ и транспортной полиции.
В самой компании изданию «Бизнес онлайн» заявили, что начисление заработной платы происходит в автоматизированной системе, что исключает человеческий фактор и ошибки. Кроме того, в ФПК считают, что протест носит заказной характер, хотя конкретного «заказчика» не называют, обвиняя неких лиц в намеренной дестабилизации обстановки и даче работникам нереальных обещаний.
«Бизнес онлайн» отмечает, что этот трудовой спор стал уже третьим громким конфликтом за последний год в Татарстане. Ранее свои требования выдвигали академики РАН, а затем – крановщики, которые даже устраивали забастовку, требуя повышения зарплаты в три раза и улучшения условий безопасности. В обоих случаях работникам удалось добиться определенных уступок.
За развитием ситуации с проводниками мы будем следить, в том числе в нашем телеграм-разделе.
