Выставка в парижском Музее человека под названием «Я ем, следовательно, я существую» привлекает внимание необычным экспонатом — человеческим черепом. Казалось бы, что общего у кулинарии и останков? Однако этот предмет принадлежал не кому-нибудь, а самому Антонену Карему — легендарному французскому повару, чье имя стало символом высокой гастрономии. Увидеть его череп — редчайшая возможность, ведь раньше его никогда не выставляли на всеобщее обозрение.
Экспозиция посвящена еде, но рассматривает ее не просто как источник питания, а как сложный культурный феномен. Кураторы исследуют, как пища влияет на идентичность, традиции и даже науку. И вот среди всего этого разнообразия вдруг возникает знакомый силуэт... Или это только кажется? Французы умеют удивлять, соединяя, на первый взгляд, несовместимое.
— Зачем показывать череп великого кулинара на выставке о еде? — спрашивает журналистка Гелия Певзнер.
— История черепа Карема — отдельный сюжет, — объясняет научный куратор Кристоф Лавель. — Поклонники творчества повара знают, что его могила находится на кладбище Монмартра. Но там похоронено только тело, без головы. Дело в том, что Карем умер в 1833 году, когда была популярна френология — псевдонаука, изучавшая связь между формой черепа и чертами характера. Известный френолог Пьер Дюмутье коллекционировал останки выдающихся людей и психически больных, пытаясь найти анатомические причины гениальности или преступных наклонностей.
Дюмутье проводил вскрытие Карема и оставил себе его череп для исследований. После смерти френолога коллекция перешла Музею френологии, а затем — Музею человека. Так в фондах оказалось около трехсот черепов, включая реликвию Карема, которая до сих пор хранилась в запасниках.
Русский след в судьбе Карема
Интересно, что великий повар связан и с Россией. В первой половине XIX века его имя стало у нас синонимом изысканной кухни. Читая отечественные источники, можно подумать, что Карем провел в России годы. На самом деле он работал в Зимнем дворце всего несколько месяцев 1819 года. И, как ни странно, так и не удостоился чести приготовить обед для императора. Разочарованный, он вскоре вернулся в Париж.
Причина его отъезда крылась не в придворных обычаях (которые его, кстати, впечатлили), а в царивших вокруг интригах, казнокрадстве и недоверии. Поэтому титул «основателя русской кухни XIX века», который иногда присваивают Карему, кажется преувеличением. Скорее, он стал модным символом, иконой, поклонение которой считалось признаком хорошего вкуса и прогрессивных взглядов.
