В период, когда завод ЗиЛ уже был обречён на снос, я стал его частым гостем. Мне хотелось запечатлеть последние следы этого промышленного колосса, который был целым миром, городом в городе, занимавшим огромный полуостров.
Свобода и опасности на опустевшей территории
Гулять там было относительно свободно — централизованная охрана с постами уже исчезла, и каждый уцелевший цех сторожили свои люди. Однако полная безнаказанность не царила. Территорию осаждали две категории непрошеных гостей: школьники, тащившие всё подряд на сувениры, и «металлисты», целенаправленно вырезавшие цветмет и проводку. Стычки с ними были неприятными, и иногда приходилось звонить знакомым охранникам, чтобы те приехали и навели порядок.
Неожиданная находка у поста охраны
Как-то раз я зашёл со стороны, где ещё не было ворот от МЦК, и направился к административно-бытовому корпусу автосборочного цеха. Постучал в дверь поста охраны, но в ответ — тишина. Решил подождать снаружи, как вдруг мой взгляд упал на странный предмет, прислонённый к стене неподалёку. Это было ружьё!
Подошёл поближе и осторожно взял его в руки. Оказалось, это кустарная самоделка, сработанная, видимо, кем-то из местных сторожей — Петровичем или Алексеичем — из пары труб, деревяшки и хомутов. Настоящий пугач.
Тут как раз вернулись с обхода охранники. Поздоровались, посмеялись над моим изумлением. Они объяснили, что их здание уже начали разбирать на металл, и по ночам к ним на этаж ломятся сомнительные личности. Оружия у сторожей не было, только деревянная палка для самообороны. Вот и смастерили это «ружьище» — в темноте ведь не разберёшь, настоящее оно или нет, главное — вид.
Я попросил Петровича сфотографировать меня с этим артефактом на память. После съёмки он спросил, куда я дальше направляюсь.
— Пойду, наверное, к ПСК, погулять, — ответил я.
— О, тогда бери ружьё с собой, если хочешь, — неожиданно предложил он. — Как раз там сегодня детишки стекла били, попугаешь их.
Предложение было слишком заманчивым, чтобы отказаться. Вскинул импровизированный ствол на плечо и отправился в путь.
Сокровища в пыли и атмосфера запустения
Первым делом заглянул в бывшую лабораторию. На полу среди хлама нашёл несколько катушек старой магнитной плёнки. Забрал их с собой, и позже друг оцифровал записи. Оказалось, это репетиции заводского музыкального коллектива — очень своеобразная и интересная музыка. Найти эти уникальные треки можно ВКонтакте, если поискать по запросам «CUT BASF ZIL», «4 tr BASF ZIL 1» или «4 tr BASF ZIL 2».
Там же, на полу, валялись слайды — простые фотографии из цеховой жизни.
Дальше мой путь лежал к АБК механосборочного цеха. Вид у него был сюрреалистический и зловещий — настоящая зимняя Припять, и я знаю, о чём говорю.
Внутри ещё сохранились остатки мозаики, которую уже успели частично отбить вандалы. А под ней открылись старые настенные росписи — красивые, соцреалистические. Непонятно, зачем такую красоту когда-то заложили плиткой.
Боевое крещение «гаусгана»
Иду дальше, ружьё на плече. Остановился, чтобы сделать кадр, и впереди, в полумраке цеха, мелькнул огонёк фонарика. Сработал рефлекс.
— Стой! Кто идёт?! — рявкнул я во всю глотку, резко вскидывая своё «оружие».
В ответ раздался визг и топот десятков ног. Группа школьников в панике разбежалась, кажется, они неслись без оглядки до самой электрички, увидев в полутьме силуэт с огромной железной дудкой. Я закурил, посмеялся. Весёлый случай. Много чего со мной здесь происходило, но вот так, с «гаусганом» наперевес, — впервые.
Шутки шутками, а путь продолжается. Зашёл в столовую при цехе.
Удивительно, что массивные воздуховоды с кухни ещё не спилили — но это, считай, вопрос времени.
Заводская автошкола и другие артефакты
А здесь меня ждала интересная находка — целый учебный класс.
Судя по всему, это была своя, заводская автошкола. Здесь обучали не только правилам дорожного движения и разметке, но и, что ключевое, управлению электрокарами, которые использовались на территории.
Акцент на электротранспорт подтверждали схемы и наглядные пособия в разрезе, висевшие на стенах.
Рядом — стенд с дорожными знаками, актуальными на тот период.
Сам класс был небольшим, камерным: несколько парт, место преподавателя и полки с пособиями.
Спустившись ниже, попал в раздевалки. Они были пусты и печальны. Все шкафчики давно выбросили в окна и сдали как металлолом. На полу валялись лишь забытые кем-то фуфайки и потрёпанные кроссовки. Ирония судьбы: когда-то за эту самую спецодежду и обувь (часто бывшую в употреблении) рабочие стояли в очередях по талонам, порой её приходилось буквально «выбивать».
Последние следы жизни
Ещё на одном этаже я наткнулся на импровизированную мастерскую заводского художника (в каждом АБК был свой). На стенде — его работы: портовые краны, грузящие новенькие ЗиЛы, сотрудницы лаборатории в белых халатах, вид цеха механосборки №3.
Ещё немного художеств от неизвестного автора.
А снаружи, под дождём и снегом, медленно разрушался последний агитационный плазат. Металл вывозили, цеха ломали, эпоха уходила.
Возвращение «оружия» и эпилог
Через час я вернулся к посту Петровича. Постучал, вернул ружьё и рассказал, как напугал какую-то ватагу подростков — возможно, тех самых, что стекла били. Петрович хитро ухмыльнулся, принял «ствол» и поставил его обратно за дверь.
Мы постояли ещё с полчаса, потолковали о заводских делах. Он сказал, что им осталось там сидеть месяц-два, не больше. Потом цех снесут, а их, сторожей, «выкинут, как собак». Так в итоге и вышло. Через несколько месяцев охрану выселили, АБК разграбили до основания, вырвав даже оконные рамы, но само здание цеха почему-то не тронули. Так что, когда теперь проезжаю мимо станции ЗиЛ на МЦК и вижу это длинное, слепое здание без окон, то думаю: где-то там, в его темноте, всё ещё лежит то самое самодельное ружьё, с которым я провёл один очень необычный день. На этом — всё.
Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.
