Каждый раз, когда моя свекровь, Маргарита Владимировна, говорит, что хочет навестить внучку Соню, я обязательно задаю один и тот же вопрос:
— Вы приезжаете как бабушка, просто повидаться? Или мне нужно будет заплатить за ваши услуги?
Со стороны это может показаться грубостью, но на самом деле — это мой способ обезопасить себя от неловких ситуаций. У меня уже был печальный опыт, который заставил меня быть настороже.
Тяжелые времена и неожиданная "помощь"
Полгода назад, когда дочка ещё не ходила в садик, а у мужа начались задержки с зарплатой, мне пришлось искать дополнительные деньги. Я устроилась няней к соседке и присматривала за её двумя малышами. Обычно я сидела с ними по вечерам, после работы их мамы. Но когда в нашей группе объявили карантин, график стал полным: с утра и до самого вечера я была с тремя детьми.
Узнав об этом, Маргарита Владимировна вдруг проявила инициативу и предложила помочь. Однако её помощь была очень избирательной: она хотела гулять, играть и кормить только свою родную внучку Соню. К детям соседки она и близко не подходила, принципиально отстраняясь. Свою позицию она объясняла так:
— Это твоя работа, зачем мне вмешиваться? Вдруг я что-то сделаю не так, и потом на меня же будут жаловаться. Ты сама справляйся, раз тебе за это платят.
Я её и не просила, и не звала. Дети были спокойные и послушные, проблем с ними не возникало.
Визиты с подвохом
Четыре дня подряд свекровь приезжала к нам. Пару раз она демонстративно собирала Соню на прогулку и возвращалась через несколько часов. Однажды даже почитала ей книжку, но при этом шикнула на других детей, чтобы они не мешали и не подходили слушать сказку.
В конце недели, в пятницу утром, соседка рассчиталась со мной. Я взяла Соню и пошла за продуктами, чтобы приготовить что-нибудь вкусное для мужа. В этот момент приехала Маргарита Владимировна. Увидев, что внучка одна, она удивилась:
— Я, пожалуй, поеду домой. Что мы с тобой будем делать вдвоём с одним ребёнком? А где же те дети, за которых тебе платят? Неужели их мама забрала?
— У соседки сегодня выходной, — ответила я, и мне стало очень неприятно от её слова "подбросы". Ведь у каждой семьи свои обстоятельства, и соседка много работает не от хорошей жизни. Я и сама пошла в няни не ради развлечения.
— А деньги тебе за работу отдали? — поинтересовалась она.
— Да, отдали.
Мы с Соней пригласили бабушку попить чая. Размешивая сахар в кружке, она как бы невзначай спросила, полагается ли ей какая-то часть от моей оплаты.
Неожиданный счёт
Из её слов следовало, что она всё это время мне активно помогала, занимая Соню, и благодаря этому у меня освобождалось время для "платных" детей. А я-то, наивная, думала, что она просто проводит время с внучкой как любящая бабушка. Оказывается, Маргарита Владимировна приезжала в роли няни, просто забыла меня об этом предупредить.
Я молча посчитала: за четыре дня, с понедельника по четверг, она провела с Соней около восьми часов. Мне платили 150 рублей в час, но это было за двоих детей-близнецов. За одного ребёнка я бы взяла в два раза меньше. Я отсчитала 600 рублей, протянула ей и сказала:
— Пожалуйста, в следующий раз сразу предупреждайте, в каком качестве вы к нам едете. Вы же знаете, какая у нас сейчас сложная финансовая ситуация. Мы не можем позволить себе нанимать няню, даже на пару часов в день.
Она обиделась. Но не на мои слова, а на то, что у меня не хватило сообразительности самой предложить ей деньги. Она бы, конечно же, благородно отказалась. Если бы я предложила. Но я, такая бестолковая, даже не подумала об этом. Всё это мне потом передал муж, которому она и высказала свои претензии.
Выводы, которые пришлось сделать
Бабушка приезжала к внучке по собственной инициативе. Её никто не просил. Она знала, что в квартире есть другие дети, но это её не смущало. Разве простой человеческой благодарности было недостаточно? Неужели нужно было падать в ноги за то, что она соизволила навестить собственную внучку? Или встречать её с оркестром? Я бы и без её помощи прекрасно справилась.
Я извлекла из этой ситуации важный урок. И теперь, независимо от обстоятельств, всегда уточняю ключевой момент: в каком амплуа Маргарита Владимировна сегодня? Хочется заранее понимать, нужно ли мне готовить деньги для оплаты услуг няни. И я считаю, что имею на это полное право.
Сейчас в нашей жизни всё наладилось: я вернулась на свою основную работу, у мужа с финансами порядок, тьфу-тьфу-тьфу. Сонечка с удовольствием ходит в садик и по-прежнему очень любит бабушку. А вот я до сих пор не могу забыть тот циничный поступок Маргариты Владимировны: она прекрасно знала, как нам тогда нужны были деньги, но всё равно не упустила возможности отхватить кусочек от моей скромной подработки.
Тот случай стал для меня настоящим откровением, он буквально открыл мне глаза. Я стала держать определённую дистанцию, перестала делиться некоторыми деталями нашей жизни и заметно ограничила участие свекрови в воспитательных процессах. Потому что кто знает, какие ещё финансовые расчёты могут прийти ей в голову в будущем?
