Путешествуя по разным странам, я убедился, что системы оплаты общественного транспорта могут кардинально отличаться. Если не вникнуть в местные правила заранее, легко попасть в неприятную ситуацию. Именно это со мной и произошло в норвежской столице — Осло.
Я прилетел в Осло из Хельсинки, и это важно, потому что я ошибочно предположил, что принципы оплаты проезда в этих двух скандинавских столицах будут схожи. Однако, как выяснилось, различия оказались принципиальными.
Опыт Хельсинки: билет на время
В Хельсинки разовый билет работает не так, как мы привыкли в России. У нас обычно платят за одну поездку, а после пересадки — снова. В финской столице ты платишь за временной интервал. Подходишь к автомату, выбираешь зону назначения (например, зона AB покрывает почти весь город и пригороды, а зона ABC включает аэропорт), получаешь чек, на котором указано, до какого часа и минуты билет действителен. Обычно дается 90–100 минут, чего с лихвой хватает, чтобы доехать до нужной точки. Не успел — выходи и покупай новый.
Готовясь к поездке в Осло, я изучил информацию в интернете и узнал, что там тоже есть зональные разовые билеты с ограниченным сроком действия. Казалось, всё понятно.
Прибытие в Осло и первая ошибка
Из аэропорта Осло в центр можно доехать двумя способами: на обычной электричке (23 минуты, входит в городскую тарифную систему) и на аналоге нашего аэроэкспресса (быстрее, но в два раза дороже и вне общей системы). Я, разумеется, выбрал более бюджетный вариант — электричку.
Подойдя к автомату, я выбрал в интуитивном меню что-то вроде «Single ticket to Oslo» (разовый билет до Осло), получил знакомые по Хельсинки чеки и, не задерживаясь, побежал на поезд.
В пути появились контролеры, выборочно проверяющие билеты. Я достал свои чеки и помахал ими, но они прошли мимо, даже не взглянув. Мне стало даже немного обидно: зря, что ли, платил? Ведь турникетов в Осло нет, вход в транспорт свободный. Тогда я и не подозревал, что в тот момент мне невероятно повезло. Осознание этого пришло лишь в последний день моего визита.
Суточные проездные и бдительные контролеры
В последующие дни я пользовался суточными проездными. Они похожи на московские — бумажные карточки со встроенным чипом. Их можно купить заранее и активировать при первом входе в метро или с помощью валидатора в транспорте. После активации карта действует 24 часа, но её нужно всегда иметь при себе для проверки.
Контролеров в Осло я видел часто. Они очень внимательны и многочисленны. Не раз наблюдал, как они выписывали штрафы местным жителям. Сумма впечатляет: 950 крон (около 6600 рублей) при оплате на месте или 1150 крон (почти 8000 рублей), если платить позже. Для сравнения: суточный проездной обходится всего в 105 крон (примерно 700 рублей).
Шокирующее открытие в последний день
В свой последний день в Осло я снова поехал в аэропорт и подошёл к автомату, чтобы купить разовый билет. К моему удивлению, вместе с чеками аппарат выдал такую же чёрную карточку, как и суточный проездной. На обороте на норвежском и английском языках было чётко указано: карту необходимо активировать через валидатор, и только с этого момента начнёт отсчитываться время действия билета.
Тут до меня наконец дошло: в день прилёта я, скорее всего, не забрал эту карточку из автомата — не дождался, не заметил в спешке или просто не обратил внимания. Выходит, мой проезд тогда не был оплачен, и контролеры в той самой электричке имели полное право оштрафовать меня на круглую сумму, что могло бы серьёзно омрачить всю поездку.
Вывод из этой истории прост: в новом городе или стране не стоит спешить, а систему общественного транспорта нужно изучать до мелочей. Хотя, честно говоря, это не всегда гарантирует защиту от неприятностей. Например, в парижском метро меня всё-таки поймали и оштрафовали, хотя, на мой взгляд, безосновательно. Но это уже совсем другая история.
