На живописном мысе Столбовой, недалеко от посёлка Преображение, до сих пор можно найти следы былого военного могущества — остатки береговой батареи №772. Она входила в состав 77-го отдельного артиллерийского дивизиона и была частью Сучанского сектора береговой обороны, защищавшего главную базу Тихоокеанского флота.
История создания
Решение о строительстве новых укреплений на Дальнем Востоке было принято в мае 1931 года. Причиной стала растущая угроза со стороны Японии. Первоначально усилия сосредоточились в районе Владивостока, но уже к 1932 году стало ясно, что нужно прикрыть и фланги. Так появился Приморский укреплённый район.
В 1933 году из его состава выделили самостоятельный Сучанский укрепрайон, куда вошли уже построенные и строящиеся батареи. Новый импульс оборонительному строительству придали события у озера Хасан. С конца 1930-х годов новые огневые точки стали появляться вдоль всего побережья. В мае 1940 года произошла очередная реорганизация, и Сучанский укрепрайон стал сектором в системе береговой обороны базы «Владивосток».
Именно в этот период, в 1941-1942 годах, в секторе началось возведение двух новых батарей: №771 на мысе Островной и нашей героини — №772 на мысе Столбовой.
Устройство батареи
Батарея №772 была открытого типа, облегчённой конструкции. Три её орудийных дворика были разнесены на 334 метра вдоль гребня скалы, на высоте около ста метров над морем. Рядом с первым двориком также располагался запасной командный пост.
Орудийные позиции представляли собой восьмигранные сооружения диаметром 6 метров с высоким, почти двухметровым бруствером.
В центре каждого дворика на массивном бетонном основании стояла 130-мм корабельная пушка Б-13, принятая на вооружение в 1935 году. Орудие, защищённое бронещитом и весившее около 13 тонн, обслуживалось расчётом из десяти человек и могло делать до восьми выстрелов в минуту.
Вот так эти мощные орудия выглядели в годы своей службы.
Особенностью конструкции был подземный кольцевой ход (галерея) вокруг орудийного основания, откуда подавались снаряды. Интересно, что эту идею советские инженеры позаимствовали, изучив захваченные финские береговые батареи во время Советско-финской войны.
Входы в эти подземные галереи (потерны) сегодня выглядят так.
Давайте заглянем внутрь.
Это и есть та самая кольцевая галерея. Через специальные окна отсюда расчёт получал боеприпасы, не подвергаясь опасности на поверхности.
Командный пункт и инфраструктура
В 695 метрах от правого фланга батареи, на самом выступе мыса, был построен командно-наблюдательный пункт (КНП).
КНП представлял собой заглублённое бутобетонное сооружение. Вход защищался сквозником, а внутри размещались приборы управления стрельбой, телефонный узел, помещение для личного состава, электрощитовая и система отопления.
Снаружи он выглядит очень атмосферно. Над поверхностью возвышается двухметровая рубка управления огнём, а рядом располагалась площадка для дальномера.
К сожалению, внутри сейчас мало что сохранилось.
На обратном склоне, позади орудийных позиций, были построены три погреба для хранения боеприпасов. Здесь хранились дистанционные гранаты, осколочно-фугасные и полубронебойные снаряды.
Каждый погреб был рассчитан на 500 снарядов и состоял из двух боковых помещений и шахты в конце коридора. К сожалению, их фото у меня нет.
Между первым и вторым погребом находилась силовая станция — квадратное сооружение с залом для дизель-генератора, электрощитовой и служебными помещениями. Снимать там, честно говоря, было нечего.
А так сегодня выглядит тот самый запасной командный пост у первого орудийного дворика.
Свою службу батарея №772 завершила в 1960 году, когда была расформирована. Но ехать сюда стоит не только ради истории фортификации.
Красота мыса Столбовой
С вершины мыса открываются потрясающие виды на прибрежные скалы. У самого подножия видны так называемые осыхающие камни, которые обнажаются во время отлива.
А слева от мыса раскинулся крутой галечный пляж бухты Ежовая. Интересно, что до 1974 года она носила название Тусовая (или Тасовая).
Красота этих мест действительно завораживает!
На этом мой рассказ подошёл к концу.
Если вам понравился этот материал, поставьте лайк, подпишитесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Спасибо за внимание и до новых встреч в путешествиях по истории!
