Во время одного из своих путешествий по России я оказался в городе Кинешма. Уже на подъезде к городу внимание привлекло обветшалое промышленное здание. Как выяснилось, это завод «Автоагрегат», образованный в 1992 году на базе более старого предприятия, история которого уходит корнями в 1967 год, когда здесь был создан Ивановский филиал Московского завода АЗЛК.
Сегодня часть цехов сдаётся в аренду. Говорят, что здесь ещё изготавливают запчасти для автомобилей АЗЛК, но качество, по отзывам, оставляет желать лучшего: детали красят без должной подготовки, из-за чего они быстро приходят в негодность.
Заброшенное конструкторское бюро
Рядом с главной проходной стоит административно-бытовой корпус, давно заброшенный и постепенно растаскиваемый на части. Именно здесь, на первом этаже, когда-то располагалось конструкторское бюро, в стенах которого был разработан автомобиль для малообеспеченных граждан и людей с ограниченными возможностями. Машина получила название «Кинешма», но в народе её чаще называли просто «Тролль».
После распада Советского Союза перед инженерами встала сложная задача адаптации к новым рыночным условиям. Экономическая ситуация в стране была тяжёлой, и многие люди не могли позволить себе даже подержанный автомобиль. Именно тогда и родилась идея создать по-настоящему народный автомобиль, который планировали продавать всего за 15-20 тысяч рублей — сущие копейки по тем временам.
На тот момент потенциальными конкурентами на рынке были лишь проекты вроде ЗиЛ «Мишка» (который, впрочем, тоже не пошёл в серию) и «Ока». Интересно, что в «Кинешму» пробовали устанавливать двигатели от «Оки», а также моторы от мотоциклов и даже зарубежных газонокосилок.
Первый прототип автомобиля был представлен в 1996 году. Внешне это была довольно аскетичная конструкция — простая «коробка» без изысков в дизайне и с минимальным уровнем безопасности, мало чем отличавшаяся от советских мотоколясок для инвалидов.
Забвение и разруха
Сегодня заводские помещения сдаются в аренду, амбициозные проекты канули в лету, а территория постепенно поглощается запустением. На стенах заброшенных кабинетов ещё можно разглядеть плакаты, которые когда-то висели на рабочих местах конструкторов.
Бывшая столовая полностью опустошена — всё ценное вывезено, остались лишь голые стены, пыль и ощущение полного забвения.
Ирония судьбы: на стене до сих пор висит табличка с пожеланием приятного аппетита.
Административный корпус когда-то соединялся с основным цехом надземным переходом. Сейчас цех арендован под складские нужды, а вход в него надёжно закрыт изнутри.
Общее состояние зданий не оставляет сомнений: люди сюда уже не вернутся, какие бы перспективные идеи здесь ни рождались в прошлом.
Последний свидетель былых амбиций
Удивительно, но на первом этаже, в сырости и полумраке, до сих пор сохранился полноразмерный макет той самой «Кинешмы», выполненный из дерева и гипса. Он медленно разрушается в неотапливаемом помещении, являясь немым свидетелем ушедшей эпохи.
Судьба проекта была предопределена. За несколько лет опытного производства собрали всего около 350 автомобилей. Часть из них оснащалась механической коробкой передач, а для водителей-инвалидов предлагалась версия с вариатором. В 2003 году проект окончательно свернули, сотрудников распустили, а производство остановили.
То, сколько таких машин сохранилось до наших дней в рабочем состоянии, остаётся загадкой. Так закончилась история одного из «народных» автомобилей России.
На стенах ещё можно увидеть старые эскизы и арты, демонстрирующие различные модификации «Кинешмы». Это уже история, которой не суждено было воплотиться в жизнь.
Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.
