Береговая батарея «Ларионовская-на-Пике»: история и современность фортификации на острове Елены

Береговая батарея «Ларионовская» — это целый комплекс укреплений, разбросанных по острову Елена под одним общим названием, но с разными приставками. Сегодня я хочу поделиться историей и своими впечатлениями от посещения главной из них.

Позиция на вершине

Батарея №350 «Ларионовская-на-Пике» занимала господствующую позицию на вершине горы Ларионова, на высоте примерно 90 метров над морем. В разные годы она носила и другие номера — XXXII/20 и № II.

Проект и строительство

Проектированием занимался военный инженер капитан В. В. Курилов в 1892-1893 годах. К строительству же приступили только в 1898-м под руководством инженера Э. О. Маака и завершили в 1902 году. На возведение этого фортификационного сооружения из казны было потрачено почти 254 тысячи царских рублей — огромная по тем временам сумма.

Конструкция и вооружение

Батарею разделили земляным траверсом на две части: западную и восточную полубатареи. В каждой из них оборудовали по четыре орудийных дворика для мощных 152-миллиметровых (шестидюймовых) пушек системы Канэ. Между двориками разместили защищённые казематированные пороховые погреба. Кроме основного калибра, планировалось установить две 57-мм скорострельные береговые пушки Норденфельда для отражения атак с моря.

Интересно, что после ввода в строй этой новой батареи старые укрепления — «Ларионовская Центральная» и «Ларионовская Уступная» — были упразднены. Как и многие другие объекты Владивостокской крепости, «Ларионовская-на-Пике» сегодня признана памятником архитектуры.

Современное состояние

Сегодня западная часть батареи открыта для всех, кто интересуется историей. А вот восточная полубатарея занята радиотехническим постом «Норфесс», и доступ туда ограничен.

Орудийные дворики сильно заросли, поэтому давайте спустимся ниже, чтобы осмотреть сохранившиеся элементы.

Вот сквозник одного из пороховых погребов.

Входы в погреба защищали массивные, по-настоящему брутальные двери.

Удивительно, но некоторые из них сохранились до наших дней. Обычно от таких конструкций остаются лишь дверные рамы.

Отсюда, из погреба, пороховые заряды через специальное окошко с подъёмником подавались прямо в орудийный дворик.

Дальномерный павильон

Ближе к мысу Елагина, в стороне от основных позиций, находится дальномерный павильон.

На нём даже уцелел оригинальный козырёк.

Батарея на мысе Крутой

Заодно стоит упомянуть и батарею № I, она же №22 «Южно-Ларионовская», которая располагалась на мысе Крутой и была разделена на три части.

Изначально её построили в 1888 году как дерево-земляное укрепление под руководством того же В.В. Курилова, установив орудия на шпальных клетках.

В последующие два года батарею достраивали, а в 1891 году решили расширить и даже проложили к расходному погребу узкоколейную железную дорогу. Эти работы завершили к 1894 году.

Однако уже в 1897 году под руководством инженера Романовича началась её капитальная перестройка в бетоне. К 1904 году батарея была полностью перевооружена: на ней установили шесть восьмидюймовых пушек образца 1867 года и четыре 57-мм береговые пушки Норденфельда. Центральная часть представляла собой шесть земляных орудийных двориков с пятью бетонными нишами для снарядов (от которых сейчас, увы, мало что осталось). На флангах располагались два двухорудийных бетонных блока с подземными пороховыми погребами для скорострельных пушек, а над обрывом у левого фланга находился свой дальномерный павильон. После Русско-японской войны эту батарею упразднили.

Сохранился водонакопитель, где собиралась дренажная вода для нужд гарнизона. Впрочем, больше здесь смотреть особенно не на что.

Бонус: противодесантный полукапонир

В завершение — небольшой бонус. У подножия склона горы Ларионова в 1916 году построили береговой противодесантный полукапонир №16. В его состав входило казематированное убежище для скорострельных противоштурмовых пушек, земляные барбеты и траншея. На этом наш осмотр завершён.

Если вам понравился этот материал, поставьте, пожалуйста, палец вверх, подпишитесь на наш канал и посмотрите другие наши публикации.

Спасибо, что были с нами. До новых встреч в путешествиях по истории!