Когда слышишь слово «Чернобыль», в голове сразу возникают образы покинутого города, остановившегося колеса обозрения или силуэта самой станции. Но в Зоне отчуждения есть места куда более интересные для исследователя. Одно из них — пункт захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) «Буряковка». Именно здесь, на отстойнике-захоронении, нашли свой последний приют машины, участвовавшие в ликвидации последствий аварии. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что осталось от БРДМ, БТР-50, БТР-60 и разведывательных химических машин (РХМ), которые мы там обнаружили.
Лес, поглотивший технику
Техника стоит не прямо на самом отстойнике, а рядом, у линии колючей проволоки. Это место безопаснее для прогулок, чем центральная часть захоронения, где всё же есть шанс неожиданно столкнуться с охраной. Здесь же, за более чем три десятилетия, природа взяла своё: всё заросло молодым лесом и высокой травой, которая почти полностью скрыла корпуса машин. В этом тихом лесу тебя встречают только призраки прошлого — молчаливые, покрытые ржавчиной.
Эти машины не стали закапывать глубоко в могильники по одной простой причине — их сочли «слабофонящими». Вероятно, их удалось отмыть от основной радиоактивной грязи, но не настолько, чтобы вернуть в строй или отправить на обычную свалку.
Броня против радиации
В условиях чудовищного радиационного загрязнения для разведки и работы в эпицентре использовали именно бронированную технику — БТРы и БРДМы. Толстая стальная броня хоть как-то, но задерживала проникающую радиацию, давая ликвидаторам шанс на спасение. Особенно ценными были специальные машины радиационной и химической разведки — БРДМ-2РХБ, изначально созданные для действий на заражённой местности.
Уже в первый день катастрофы, 26 апреля 1986 года, такие разведмашины въехали в Припять. Именно они первыми провели замеры и передали данные о масштабах бедствия, показав, насколько всё было серьёзно.
Зона поражения оказалась огромной. Для передвижения по ней требовался транспорт, который сочетал бы в себе скорость, защищённость и высокую проходимость по разрушенным дорогам и бездорожью.
Самодельная защита и её цена
Непосредственно у стен четвёртого энергоблока ЧАЭС использовались БРДМы с дополнительной защитой — освинцовкой. Листы свинца, служившие дополнительным барьером от излучения, ликвидаторы крепили на машины прямо на месте, кустарным способом.
Из воспоминаний участников тех событий известно, что после такой модернизации масса машины возрастала катастрофически. И без того немалая, она становилась неповоротливой махиной. Это критически сказывалось на управлении, разгоне и диком расходе топлива. Но самое страшное — тормоза. Остановить такую тяжесть было почти невозможно, колодки просто сгорали и выходили из строя, делая каждую поездку смертельным риском.
Век нынешний: ржавчина и мародёрство
Сейчас эти ветераны доживают свой век здесь, в чернобыльских лесах. Хотя Зона и находится под охраной, это не стало препятствием для мародёров и, как ни прискорбно, некоторых сотрудников. Машины разобраны практически до винтика: снято всё, что можно было открутить, срезать и унести.
Буквально прошлым летом одну из таких БРДМ просто утащили на распил. Её отволокли метров на сто от основного места стоянки, разрезали на части и вывезли. Вопрос о том, куда потом делся этот потенциально заражённый металл, остаётся риторическим.
Реальная радиационная обстановка
На самом деле, не все машины сегодня представляют серьёзную опасность. Уровень радиации здесь не зашкаливает, а иногда даже опускается до почти естественного фона. Видимо, технику действительно старательно отмывали перед тем, как оставить здесь. Да и время сделало своё дело: за 33 года многие короткоживущие изотопы, выброшенные из разрушенного реактора, уже распались.
В завершение предлагаю посмотреть видео, снятое непосредственно на Буряковке.
В следующий раз мы поговорим о вертолётах — ещё одних героях-ликвидаторах, чьи останки также покоятся на этих захоронениях. На этом всё!
Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.
