Меня пригласили в пресс-тур на тренировочную базу легендарной команды «КамАЗ-мастер» в Набережных Челнах. Это была уникальная возможность увидеть всё изнутри.
Я всегда восхищался этими мощными спортивными грузовиками. Представьте: полный привод, около тысячи лошадиных сил и масса в десять тонн — такое сочетание не может не впечатлять любого, кто интересуется техникой.
И вот мне выпал невероятный шанс:
— Евгений, прокатишься?
— Конечно, да!
— Отлично. Тогда советую не наедаться и поменьше пить перед поездкой.
Я лишь усмехнулся про себя, решив, что меня просто немного запугивают для остроты ощущений.
Испытание начинается с посадки
Сложности начались сразу, как только я попытался забраться в кабину. Никаких удобных подножек или лишних поручней — всё ради экономии веса. Пришлось карабкаться по колесу в неудобном шлеме, цепляясь за элементы силового каркаса.
Забравшись внутрь с трудом, я понял, что сесть нужно особым образом: буквально вползти в кресло снизу вверх, чтобы спина плотно прилегла к стенке, и только потом пристегнуться.
Ремни затянули так туго, что дышать стало тяжело. В кабине три спортивных кресла-ковша: для пилота, штурмана и механика. Каждое индивидуально подгоняется под члена экипажа во время тренировок.
Кабина космического корабля
Органы управления отдалённо напоминают обычные, но руль — точно как у болида «Формулы-1». Вокруг — множество тумблеров и кнопок. Часть из них управляет стабилизаторами, другая — блокировками дифференциалов.
Вместо привычных приборов — многофункциональный компьютер. На его экран выводится информация с десятков датчиков: температура тормозов, двигателя, масла и множество других критических параметров.
Место штурмана (посередине) предназначено для маршрутного компьютера, а механик (справа) следит за «здоровьем» этого гоночного гиганта.
Поехали! Или начало кошмара
Первые ощущения были странными. Сидишь очень высоко. Из-за шлема виден лишь узкий обзор через лобовое стекло и ручки-держатели перед штурманом. В наушниках — лишь потрескивание рации.
Запуск двигателя… и мы сорвались с места! Меня вдавило в кресло, а боковым зрением я видел, как мелькает зелено-коричневая полоса леса.
Сначала разгон казался плавным, но потом начался настоящий ад из скорости, прыжков, тряски и полной потери понимания, что происходит.
Десятитонная махина с невероятной лёгкостью неслась по лесной трассе, подпрыгивая на трамплинах с отрывом всех колёс. Если вы думаете, что внутри комфортно, вы глубоко заблуждаетесь. Продольные нагрузки ещё можно было перетерпеть, а вот поперечная раскачка была невыносимо жёсткой.
Меня так мотало в кресле, что на мгновение я полностью потерял ориентацию в пространстве. Всё дело в конструкции: ты сидишь практически прямо над колесом. В обычных «капотных» грузовиках кабина смещена вперёд, и тряска ощущается не так сильно.
Шея немела, казалось, мозг равномерно взбивается в черепной коробке. Организм не понимал, за что с ним так обращаются. Я впервые почувствовал свой лишний вес на животе — из-за перегрузок тело просто не успевало реагировать.
Только что кренило влево, а через долю секунды — уже вправо. Это было УЖАСНО! Настоящий ужас!
И самое невероятное: наш пилот Антон Шибалов, как потом выяснилось, ехал в самом что ни на есть прогулочном, щадящем режиме!
Но, несмотря на дикую тряску, грузовик слушался руля поразительно легко и чётко. После каждого прыжка — лёгкая коррекция, газ в пол — и снова в бой!
Кульминация: полёт
Подъезжаем к финальному трамплину.
— Готов? — раздался в наушниках спокойный голос Антона.
— Готов! — выдохнул я.
Грузовик резко прибавил скорость, и дальше всё было как в замедленной съёмке. Мы взлетели! Я замер, словно муха в янтаре, в полной невесомости.
Внизу проплывали лес и дорога, а я парил над всем этим на десятитонном автомобиле! Это одно из самых сильных и ярких впечатлений в моей жизни.
Приземление оказалось на удивление мягким. Конечно, тряхнуло, но не так, как я ожидал. КамАЗ поймал землю, немного подпрыгнул и продолжил движение.
Итог: восторг и боль
АААА! Это было невероятно круто! Но в то же время — невыносимо тяжело.
Если бы мне сразу предложили проехать ещё круг, я бы, без сомнения, отказался. Болело абсолютно всё тело, особенно шея.
Теперь я по-настоящему понимаю, какой ценой даются победы на «Дакаре» нашим спортсменам. И это на современном автомобиле с продвинутой подвеской! Страшно даже представить, что испытывал Владимир Чагин в далёком 2000 году, когда выиграл свой первый «Дакар» на менее совершенной технике.
В общем, как говорится, «гвозди бы делать из этих людей»…
P.S. Время провели прекрасно, это был уникальный и невероятно интересный опыт.
Продолжение: Попасть в святая святых легендарной гоночной команды оказалось не просто, но получилось. Конечно это не военное производство, но секреты тут хранить умеют. Они гоняют за Родину ☝️☝️?
