Заброшенный военный аэродром дальней авиации "Хвалынка" с ВПП 05/23 первой категории длиной 3073 метра, где базировались 219-й отдельный дальнеразведывательный авиационный Краснознамённый полк и 821-й истребительный авиационный ордена Суворова 3 степени полк.
Для начала как обычно немного окунёмся в богатую на события историю аэродрома. Если где-то есть неточности, то заранее просим извинения.
В 1926 г. первая легкобомбардировочная эскадрилья им. В. И. Ленина, получив новые самолёты Р-1 и сменив название на 40-ю отдельную авиационную эскадрилью им. В. И. Ленина была передислоцирована из Липецка в Спасск-Дальний, где в 1929 г. в составе 19-го Приморского корпуса принимала участие в военных операциях под Санчагоу, Сунгари, Лишаньфу, Мишаньфу, Дишудчжень и Мули.
За участие в боях в период Гражданской войны 8 пилотов были награждены орденом "Красного знамени".
Летом 1932 г. 40-я ОАЭ получила на вооружение многоцелевые разведчики-штурмовики Р-5 и в январе 1933 года переименована в 29-ю легкобомбардировочную авиационную эскадрилью им. В.И.Ленина. Спустя год из Гатчины к ней передислоцировалась ещё одна эскадрилья на аналогичных самолётах.
В 1934 г. группа из семи лётчиков этой эскадрильи участвовала в спасении 104 моряков парохода "Челюскин", зажатого льдами у берегов Чукотки. За выполнение этогой операции командир звена Н.П.Камарин был удостоен звания Героя Советского Союза, ещё четыре человека были награждены орденом "Ленина", двое орденом "Красного знамени" и один орденом "Красной звезды".
В начале 1937 г. эскадрилья была переименована в 59-ю скоростную бомбардировочную авиационную эскадрилью им. В.И.Ленина, получив незадолго до этого на вооружение скоростные бомбардировщики СБ с дислокацией на аэродроме Хвалынка.
А летом 1938 г. приказом Командующего ОКДВА был сформирован 36-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе пяти эскадрилий, де из которых базировались в Хвалынке, а на базе Гатчинской эскадрильи был сформирован 55-й бомбардировочный авиаполк.
В тот же год здесь приземлился дальний бомбардировщик Ильюшина ДБ-3 "Москва", стартовавший со Щелковского аэродрома в Подмосковье и преодолевший без промежуточной посадки за сутки 7580 км, пилоты которого В.К.Коккинаки и А.М.Бряндинский стали Героями Советского Союза.
Также в 1938 г. самолёты 36-й и 55-й СБАП участвовали в разгроме японцев у озера Хасан, а в 1940 г. 24 экипажа были откомандированы для участия в боях Советско-Финской войны на Карельский перешеек. Летом 1941 г. 55-й СБАП был передислоцирован в Тамбов для принятия участия в боевых действиях и вошёл в состав Юго-западного фронта.
После окончания Второй Мировой Войны началось обострение отношений СССР с США и в связи с началом Холодной Войны начала активно развиваться Дальняя Авиация СССР в т.ч. и на Дальнем Востоке, когда создавалась Воздушная армия с управлением в Хабаровске, хотя днём рождения 219-го ОДРАП официально считается 15 сентября 1942 г.
В начале 1950-х гг. 219-й ОДРАП, базировавшийся в на аэродроме уже имел на вооружении дальние бомбардировщики Ту-2 и Ту-4, а к концу 1950-х гг. его ряды стали пополнять дальние разведчики Ту-16Р, выполнявшие все виды воздушной разведки.
После освоения экипажами дозаправки в воздухе, в начале 1960-х гг. самолёты стали регулярно совершать полёты на северные аэродромы в Арктику.
После реформ Дальней Авиации 1980 г. 219-й одрап вошёл в состав 30-й Иркутской воздушной армии Верховного Главнокомандования.
В 1992 г. взлётно-посадочную полосу аэродрома закрыли на ремонт, а экипажи одной эскадрильи 219-го ОДРАП переучивались на многоцелевые сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22М3 в Шайковке. В 1993 г. стали поступать первые самолёты и в начале 1994 г. переучивание было завершено. Было сформировано две не до конца укомплектованных эскадрильи, а из за нехватки средств вылеты совершались редко.
Но спустя недолгое время уже в 1998 г. полк был расформирован, а некоторое время "Хвалынка" использовалась как аэродромом подскока.
С 1960-х гг. на аэродром передислоцировался 821-й истребительный авиационный ордена Суворова 3 степени полк, имевший на вооружении истребители-бомбардировщики Су-7 и истребители-перехватчики Як-28П.
Этот полк берёт свою историю с 1941 г., когда при 4-м запасном истребительном авиаполке Приволжского военного округа в Моршанске он был сформирован как Истребительный авиационный полк под литерой "В", а в 1942 г. был перименован в 821-й ИАП.
За образцовое выполнение заданий в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника северо-западнее и юго-западнее Шяуляй, Указом Президиума Верховного Совета СССР осенью 1944 г. полк был награждён орденом Суворова третьей степени.
В 1980 г. полк перешёл из состава войск ПВО в состав ВВС и получил на вооружение фронтовые многоцелевые истребители МиГ-23МЛ.
На майские празднования 40-летия Победы 1985 г. были проведены взаимные дружественные визиты военных делегаций СССР и КНДР. Тогда 10 советских экипажей 821-го ИАП на самолётах МиГ-23МЛД нанесли визит в Корею, а на аэродром "Хвалынка" прибыло 10 экипажей МиГ-21ПФ.
В 1994 г. был расформирован.
Прежде чем мы пойдём на сам аэродром, давайте заглянем в бывший гарнизон полка, расположенный через дорогу от аэродрома в селе Лётно-Хвалынском, также имевшим название Спасск-Дальний 3.
У КПП бывшей войсковой части установлен реактивный истребитель МиГ-17 в честь павших в боях ВОВ.
Сам КПП отражает всё состояние части.
Возле КПП располагался штаб части.
Бывший плац и видимо казарма.
Вообще на территории осталось не так много строений. Некоторые уже уничтожены под ноль, а от некоторых остались лишь голые стены и где что было сказать сложно не зная что это было изначально.
Территорию когда-то опоясывали периметры, от которых практически ничего не осталось.
Ещё какое-то здание.
А некоторые постройки и вовсе выглядят так.
В общем в гарнизоне смотреть уже давно не на что, так что двинемся к самому аэродрому.
На территорию аэродрома мы заходим через КПП возле бывшего автопарка колёсных машин.
У въезда стоят останки ЗиЛ-а.
И пожарная старая машина, которую явно пригнали сюда не так уж и давно.
Откуда по основной дороге движемся в сторону КДП и стоянок для самолётов.
Вдоль дороги то тут то там попадаются входы в подземные укрытия личного состава и мелкие склады.
На некоторых сохранились такие брезентовые герметические двери.
По правой стороне дороги отходили повороты к различным трансформаторным, боксам и складам.
Вероятно артезианская скважина.
Станция ГСМ.
Вот уже показался сам КДП дальней авиации.
Командно-диспетчерский пункт "Баркас" 219 ОДРАП, построенный в 1954 г.
Первый этаж здания занимал штаб батальона связи и радиотехнического обеспечения в.ч. 78427, а на втором этаже размещались полковые диспетчеры и метеослужба в.ч. 65308.
Когда-то это было шикарное строение.
Сейчас же перекрытия и лестницы обрушены.
У КДП была своя котельная.
А в подвальной части было оборудовано убежище, на входе в которое сохранилась рама от гермодвери.
От КДП в сторону стояночных мест уходит такая милая аллейка.
Мы выходим на рулёжную дорожку вдоль которой раньше располагались стояночные места для самолётов 219-го ОДРАП.
Дальше рулёжка приводит к стояночным местам для истребителей 821-го ИАП.
Для них в 1960-х гг. были возведены арочные укрытия из быстровозводимых сборных железобетонных конструкций.
В них самолёты проходили обслуживание.
Раньше входы в разные группы укрытий перекрывались массивными защитными воротами. В группах ранних укрытий это были раздвижные железобетонные ворота, а в более поздних распашные, выполненные из металла и заполненными песком, перемещавшиеся на катках по рельсам.
Здание бывшего КДП полка.
Так всё выглядит сейчас.
Газовочная площадка.
Заглублённый наблюдательный пункт возле газовочной площадки.
На одном из окон сохранилось толстое бронированное стекло.
Укрытие личного состава пристроенное к НП.
И такой вход в него под причудливо выросшим сверху деревом.
Территория бывшего бомбохранилища. Там уже не на что смотреть.
Так что пойдём ко взлётно-посадочной полосе.
Шестиугольные плиты рулёжных дорожек на выездах к ВПП.
А вот плиты с самой полосы длинной 3073 метра и шириной 62 метра уже все сняли.
Эта сломанная плита теперь всё, что напоминает о былом покрытии, хотя ещё несколько лет назад оно здесь было.
При аэродроме был Спасский филиал 322 авиаремонтного завода. На его границе с аэродромом находилась одна из ТЭЧ.
Теперь полностью заросшая деревьями как снаружи, так и внутри.
Сам въезд на завод со стороны аэродрома, но туда мы не пойдём т.к. территория всё ещё охраняется, хоть и сдаётся в аренду.
А так выглядит главный въезд на завод с дороги. Там за воротами можно заметить пару последних самолётов, доживающих свой век с известным печальным финалом на открытой площадке. А на этом всё.
Если вам было интересно, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и группу вконтакте, а также делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за просмотр и до новых встреч.