Ледяные тоннели под судами: как выморозчики Якутии ремонтируют корабли при -50°C

В мартовском печатном номере National Geographic Russia будет опубликована удивительная статья Владимира Севриновского (ссылки на его ресурсы я приведу ниже). Автор недавно вернулся из Якутии, где познакомился с представителями уникальной и суровой профессии – выморозчиками. Вот что он рассказывает:

Ремонт во льду: работа в экстремальных условиях

«Мы готовили репортаж о невероятных людях в Якутии. Осенью Ленское пароходство специально вмораживает свои суда в лед, а затем нанимает рабочих. Их задача – вырубить под днищами кораблей многометровые ледяные коридоры, чтобы можно было провести ремонт или заменить гребной винт».

Это лишь фрагменты материала Севриновского – полную версию с множеством других фотографий можно будет прочесть в мартовском выпуске National Geographic Russia.

Жизненная артерия Севера

«Навигация по могучей реке Лене длится примерно пять месяцев – с мая до середины октября. За этот короткий срок необходимо перевезти миллионы тонн всевозможных грузов, чтобы обеспечить отдаленные поселки и города республики всем необходимым на целый год вперед. Зимой, конечно, остаются самолеты и грузовики, которые двигаются по зимним дорогам, но такие перевозки обходятся в разы дороже и менее надежны.

Идеальным решением был бы ремонт в сухих доках, куда судно затягивают по специальным слипам-тележкам, но на все 328 судов флота такой инфраструктуры просто нет. И здесь на помощь приходит сама якутская зима. Местные лютые морозы создают уникальные условия для ремонта: чинить корпуса и винты можно прямо в ледяном плену, прорубая к ним доступные тоннели, которые здесь называют «майнами». Еще осенью, до наступления морозов, суда отводят в специальные затоны, куда зимой смогут добраться рабочие. Крупнейшая такая «ледяная верфь» находится возле поселка Жатай – это совсем недалеко от Якутска».

Будни «рыцарей льда»

«Рабочий день начинается в восемь утра с планерки в порту. А затем – последний глоток обжигающего чая, и «рыцари льда» начинают облачаться в свою многослойную броню: свитер, теплые подштанники, штаны, фирменная утепленная куртка с капюшоном. Вдоль берега, словно застывшие великаны, выстроились суда – от трудяги-буксира «Сафрон Данилов», которого выморозчики по-дружески зовут Сафрошкой, до величественного «Святителя Иннокентия» с яркой красной звездой на носу».

Ближе к весне в Якутии, по местным меркам, наступает потепление: температура редко опускается ниже отметки в -30°C. Горожане радуются, а для выморозчиков наступает самая сложная пора. Чем теплее, тем медленнее нарастает и промерзает лед, сложнее бороться с протечками. Бригады даже привозят на небольших санках мощные вентиляторы и устанавливают их на ночь у майн: техника гоняет холодный воздух, искусственно ускоряя процесс заморозки».

Рекомендую посетить сайт Владимира Севриновского, где, например, есть впечатляющая подборка его фотографий, посвященных жизни морских зверобоев Чукотки.

А вот ссылка на фейсбук Владимира.

Zorkinadventures. Мужской опыт и истории. Рассказы о вещах, местах, событиях и героях. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации, и присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.