Водоохранная зона: почему закон важнее отметок в кадастре

Все фото: автор (р.Мга)

Приветствую всех читателей! Я всегда с большим вниманием изучаю ваши отклики на мои публикации и хочу отдельно остановиться на одном распространённом, но ошибочном мнении. Многие почему-то уверены, что водоохранные зоны (ВОЗ) обязательно должны быть отмечены в кадастровых реестрах или на публичных картах.

Распространённое заблуждение

Часто можно услышать, что если на участке в документах Росреестра нет специальной отметки или он не выделен на карте характерной светло-зелёной полосой, то и ограничения, установленные 65-й статьёй Водного кодекса, будто бы не действуют. Хочу сразу развеять этот миф: ограничения действуют в любом случае! И вот почему.

Закон против реестра: что главнее?

Всё дело в разнице задач. Водный кодекс РФ — это федеральный закон, и его прямая цель — охрана водных объектов, в том числе через регулирование использования прибрежных территорий. Ширина водоохранной зоны как раз и определяет эту защитную полосу. Кадастры же и реестры — это, по сути, информационные системы учёта. Они фиксируют данные о земельных участках, их границах и собственниках. Да, в них может (но не обязана!) присутствовать информация о нахождении участка в ВОЗ. Однако их юридический статус не сравним со статусом закона.

Это означает очень важную вещь: если ваш участок попадает в границы водоохранной зоны, вы обязаны соблюдать все предписания статьи 65 ВК РФ, независимо от того, что написано (или не написано) в выписке из ЕГРН. Вопрос контроля и соблюдения — это отдельная тема, но ответственность с владельца она не снимает.

(р.Медведица)

А как же постановления Правительства?

Здесь работает аналогичный принцип. Правительство — это исполнительный орган, а его постановления носят подзаконный характер. Они не могут отменять или противоречить нормам федерального закона. Максимум, на что они способны, — детализировать порядок исполнения этих норм. Если вдруг обнаружится противоречие, приоритет всегда останется за Водным кодексом.

На практике бывает, что какое-то постановление ещё не доведено до сведения инспекторов на местах. В такой ситуации инспектор Рыбнадзора или другого природоохранного ведомства будет действовать строго по своей должностной инструкции и оформлять нарушения по нормам ВК РФ. Оспорить его действия, ссылаясь на непротиворечащее, но неизвестное ему постановление, можно будет уже в суде.

P.S. Важное дополнение: согласно пункту 1 статьи 65 ВК РФ, водоохранные зоны устанавливаются для всех водных объектов природного происхождения на территории России. Без каких-либо исключений!

Не забудьте [подписаться на блог], сделать репост
и обязательно поставьте лайк рыбаку на удачу! :))