200 метров до воды: разбираем типичное заблуждение о водоохранных зонах

Все фото: автор (р.Мга)

Приветствую всех читателей! Я всегда внимательно изучаю каждый ваш комментарий к моим материалам и хочу отдельно остановиться на одном распространенном недоразумении. Многие почему-то уверены, что водоохранные зоны (сокращенно ВОЗ) обязательно должны быть отмечены в различных земельных реестрах и кадастрах.

Распространенный миф

Часто приходится сталкиваться с мнением, что если прибрежный участок не обозначен в кадастре как водоохранная зона, не выделен на картах Росреестра характерной светло-зеленой полосой, то и ограничения, установленные статьей 65 Водного Кодекса РФ, на него якобы не распространяются. Хочу сразу расставить все точки над i — это глубокое заблуждение! Ограничения действуют в полной мере независимо от кадастровых отметок.

Почему это не так?

Объясню простыми словами. Водный Кодекс РФ — это федеральный закон, главная задача которого — охрана водных ресурсов нашей страны. Одним из инструментов такой охраны как раз и является установление специального режима на прибрежных территориях, ширина которых определяется понятием водоохранной зоны. Земельные же кадастры и реестры выполняют совершенно иную функцию: они ведут учет земельных участков, фиксируют права собственности и другие юридические аспекты. Они могут содержать информацию о том, что участок попадает в ВОЗ, но их основная цель — не охрана природы, а земельный учет.

Что это означает для владельца участка?

Последствия очень серьезные. Если ваш надел расположен в пределах водоохранной зоны, вы обязаны согласовывать любую деятельность на нем с требованиями все той же 65-й статьи Водного Кодекса. Это касается и строительства, и хозяйственного использования земли — далеко не все разрешено, и даже разрешенное нужно делать по определенным правилам. Другое дело, как соблюдаются и контролируются эти нормы на практике, но сам факт их действия неоспорим.

(р.Медведица)

Закон выше реестра

Не забывайте о юридической иерархии. Водный Кодекс — это закон, имеющий высшую юридическую силу в своей сфере. Реестры и кадастры — это, по сути, информационные базы данных, которые созданы на основании законов. Их статус ниже. И если инспектор рыбоохраны приедет с проверкой, он будет руководствоваться именно законом, а не наличием или отсутствием пометки в кадастре.

А как же постановления Правительства?

Здесь тоже есть важный нюанс. Правительство РФ — это исполнительный орган власти, а не законодательный. Его постановления не могут отменять или противоречить федеральным законам, они лишь определяют порядок их исполнения. Если какое-то постановление вступает в конфликт с нормами Водного Кодекса, приоритет всегда остается за Кодексом.

На практике бывает, что новые постановления еще не доведены до сведения инспекторов на местах. В такой ситуации инспектор абсолютно правомочен действовать по своей должностной инструкции и оформлять протоколы. Оспорить его действия, ссылаясь на постановление, можно будет уже в судебном порядке.

P.S. Напомню важный момент, о котором многие забывают: согласно пункту 1 статьи 65 ВК РФ, водоохранные зоны устанавливаются для всех без исключения природных водоемов на территории России.

Не забудьте [подписаться на блог], сделать репост
и обязательно поставьте лайк рыбаку на удачу! :))