Правда о водоохранных зонах: почему закон важнее кадастровых отметок

Все фото: автор (р.Мга)

Здравствуйте, уважаемые читатели! Я всегда внимательно изучаю каждый ваш комментарий к моим публикациям и заметил одну распространённую ошибку в понимании. Многие почему-то уверены, что водоохранные зоны (сокращённо ВОЗ) обязательно должны быть отмечены в различных государственных реестрах и кадастрах.

Распространённое заблуждение

Часто можно встретить мнение, что если на публичной кадастровой карте Росреестра нет характерной светло-зелёной полосы, обозначающей прибрежную защитную полосу, то и ограничений, установленных 65-й статьёй Водного кодекса, якобы не существует. Хочу сразу развеять этот миф: это не так! Ограничения действуют в полной мере независимо от отметок в кадастре.

Почему закон первичен?

Всё очень просто. Водный кодекс РФ — это федеральный закон, главная цель которого — охрана водных объектов. Одним из инструментов такой охраны как раз и является установление специального режима на прилегающих землях, то есть водоохранных зон. Кадастры же и реестры — это в первую очередь инструменты учёта. Они фиксируют права на землю, её границы и характеристики, но не отменяют действие природоохранного законодательства. Участок может формально числиться в кадастре без особых пометок, но если он физически расположен в границах ВОЗ, то все ограничения на него распространяются.

Это имеет несколько важных практических последствий для владельцев.

Что это значит для собственника участка?

Во-первых, если ваш участок попадает в водоохранную зону, вы обязаны согласовывать любую планируемую деятельность с требованиями статьи 65 ВК РФ. Не всякое строительство разрешено, а разрешённое должно вестись по строгим правилам. Другое дело, что контроль за соблюдением этих норм часто бывает нерегулярным, но это не отменяет самой обязанности.

Во-вторых, всегда помните о юридической иерархии. Федеральный закон (Водный кодекс) имеет высшую силу по сравнению с информационными базами данных. Кадастр может содержать справочную информацию о наличии ограничений, но даже если её нет, инспектор рыбоохраны или другого надзорного органа будет руководствоваться именно законом, а не отсутствием пометки на карте.

(р.Медведица)

А как же постановления Правительства?

Здесь работает тот же принцип. Правительство РФ — исполнительный орган, а его постановления носят подзаконный характер. Они не могут отменять или противоречить нормам федерального закона. Максимум, на что они способны, — детализировать порядок исполнения этих норм. Если вдруг обнаружится противоречие, приоритет всегда остаётся за Водным кодексом.

На практике бывает, что новые разъясняющие постановления ещё не доведены до сведения инспекторов на местах. В такой ситуации инспектор будет действовать по своей должностной инструкции и может составить протокол об нарушении. Оспорить его действия, ссылаясь на постановление, можно будет уже в судебном порядке.

Не забудьте [подписаться на блог], сделать репост
и обязательно поставьте лайк рыбаку на удачу! :))