Забвение героев: как инженерные машины разграждения ржавеют на чернобыльском кладбище техники

В очередной раз я отправляюсь на Буряковку — печально известный пункт захоронения радиоактивных отходов в Чернобыльской зоне отчуждения. Это место последнего пристанища для огромного парка техники, которая когда-то героически сражалась с последствиями катастрофы на ЧАЭС. Сегодня я хочу показать вам один из участков этой гигантской свалки, где расположились инженерные машины разграждения, или ИМРы.

Универсальный солдат ликвидации

ИМРы оказались незаменимыми во время работ в Чернобыле благодаря своей потрясающей универсальности. Конструкторы закладывали в них возможность действовать на территориях, подвергшихся ядерному удару: высокая проходимость, крановое и бульдозерное оборудование, а также усиленная противорадиационная защита экипажа. Эти качества, предназначенные для ведения войны, неожиданно нашли своё мирное, хотя и трагическое, применение. Машины оказались идеально приспособлены для работы в условиях чудовищного радиоактивного загрязнения.

Сфера их применения была невероятно широка. Они не только трудились в эпицентре катастрофы — у разрушенного четвёртого энергоблока, но и выполняли тяжёлую миссию по «захоронению» целых сёл, буквально закапывая дома и улицы под слоем грунта.

На передовой у реактора

Именно ИМРы стали одними из первых, кто смог подступиться к руинам энергоблока. Уровни радиации там в 1986 году зашкаливали — от 60 до 500 и более рентген в час, что делало работу обычной строительной техники невозможной и смертельно опасной. Уже в первых числах мая эти стальные монстры появились у стен саркофага. На многих из них позже установили гамма-детекторы, закреплённые прямо на стреле манипулятора, чтобы оператор мог «видеть» радиационную обстановку.

Сегодня их миссия давно завершена. Теперь они тихо «светятся» и медленно превращаются в ржавчину под открытым небом Чернобыля.

Новейшая техника своего времени

Интересно, что в 1986 году ИМР-2 был относительно новой машиной, состоявшей на вооружении всего около шести лет. Его создали на базе надёжного шасси танка Т-72А, а серийное производство было налажено на легендарном Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. По сути, на ликвидацию аварии бросили один из самых современных и защищённых образцов инженерной техники СССР.

На этом участке Буряковки я насчитал около двадцати таких машин. Все они находятся в разной степени разрушения. Часть из них уже давно и основательно разобрана — видимо, те экземпляры, чей радиационный фон был относительно низким и позволял к ним подступиться.

С них сняли всё, что представляло хоть какую-то ценность или просто было возможно демонтировать.

Стрелы манипуляторов, гусеничные траки, бульдозерные ковши — всё пошло на запчасти или было утилизировано отдельно.

Груда металлолома как памятник

Обездвиженные и разобранные остова сброшены в общую груду. Ржавые, искореженные, они, вероятно, простоят здесь ещё не один десяток лет. Хотя, возможно, в будущем дойдёт очередь и до них: если за менее «фонящие» БТРы черметчики уже взялись, то когда-нибудь эти ИМРы тоже могут отправиться под пресс и на переплавку.

В следующем материале на нашем канале я покажу и расскажу о другой героической технике — вертолётах, которые сыграли свою crucial роль в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

А напоследок предлагаю вашему вниманию видео, снятое прямо на этом пункте захоронения.

Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.