Перед вами аэродром "Смирных", известный также под позывным "Школьный". Он был расформирован в 1994 году. Здесь базировался прославленный 528-й истребительный авиационный Краснознамённый полк ПВО, входивший в состав 147-й истребительной авиационной дивизии ПВО. За свою историю полк летал на самых разных машинах: от МиГ-17 и Як-25 до Як-28П и МиГ-23 МЛ.
Хочу заранее извиниться за качество и не слишком большое количество фотографий — так сложились обстоятельства во время нашей поездки.
Японские корни и стратегическое значение
История этого места уходит корнями в японский период. Аэродром, носивший тогда название "Кэтон", был построен для Императорской армии. Японцы возвели бетонную взлётно-посадочную полосу длиной 1200 метров, проложили первые гравийные рулёжные дорожки и оборудовали около двух десятков стоянок для самолётов.
Для советского командования в преддверии войны с милитаристской Японией этот объект представлял огромный интерес. Разведка оценивала его как отличный плацдарм, способный разместить целый авиационный полк, а при необходимости — даже два.
После освобождения южной части Сахалина от японских войск аэродром перешёл под контроль советской армии. Именно сюда и был перебазирован 528-й истребительный авиационный полк.
Боевой путь 528-го ИАП
Сам полк имеет богатую историю. Он был сформирован осенью 1941 года на аэродроме "Мирная" в составе ВВС Дальневосточного фронта. Его костяк составили эскадрильи из 304-го и 47-го истребительных авиаполков, летавшие тогда на И-16 и И-153. После формирования полк вошёл в 32-ю истребительную авиационную дивизию.
Уже в 1942 году часть эскадрилий перевооружили на более современные Як-7б, а в августе полк в составе своей дивизии переподчинили 9-й воздушной армии. Осенью того же года произошла реорганизация: полк вывели из состава дивизии, и он стал напрямую подчиняться командующему 9-й воздушной армии. В ходе этого произошёл обмен эскадрильями с 305-м ИАП: наша эскадрилья на И-153 ушла к ним, а мы получили две эскадрильи, уже освоившие Як-7б.
Техника постоянно менялась. Весной 1944 года полк полностью пересел на Як-9Д, а зимой — на Як-9М и Як-9Т. Весной 1945 года лётчики получили 40 новейших Як-9У, а летом — переучились на Як-3. В этом же году полк вошёл в состав 29-й истребительной авиационной дивизии 10-й воздушной армии.
Именно в этом составе 528-й ИАП принял участие в Советско-японской войне. Лётчики прикрывали с воздуха наступающие советские войска в Сунгарийской и Манчжурской операциях, участвовали в освобождении Сахалина и Курильских островов. За эти заслуги Указом от 14 сентября 1945 года полк был удостоен высокой награды — ордена Красного Знамени.
В 1949 году полк перешёл из состава ВВС в подчинение 11-й отдельной армии ПВО, взяв на себя ответственность за противовоздушную оборону Сахалина и прилегающих морских акваторий.
Модернизация и последние годы
Летом 1966 года на аэродроме началась масштабная реконструкция. Вместо старой ВПП построили новую, пересекающую её, бетонную взлётно-посадочную полосу длиной 2000 метров, которую позже удлинили ещё на 500 метров. Для истребителей возвели современные арочные сборные железобетонные укрытия в обваловке, с веерными выездами на новые рулёжные дорожки, покрытые плитами.
В 1980 году полк ненадолго вошёл в состав 40-й истребительной авиационной дивизии ВВС, но в 1986 году вернулся обратно в 11-ю отдельную армию ПВО. По некоторым, правда неподтверждённым данным, к 1992 году он числился уже в составе 24-й дивизии ПВО.
На снимке — памятный знак, установленный к 45-летию полка.
За долгие годы службы на вооружении полка побывала целая плеяда самолётов: Як-3, Ла-7, МиГ-15, МиГ-17, Як-25, Як-28П и, наконец, МиГ-23МЛ. Кроме того, на аэродроме какое-то время размещалась база радиоуправляемых мишеней для полигона в Заливе Терпения.
Осенью 1994 года история 528-го Краснознамённого истребительного авиаполка ПВО подошла к концу — он был расформирован. Боеспособные МиГ-23МЛ перегнали на аэродром Хурба под Комсомольском-на-Амуре, на базу хранения, где они впоследствии и были утилизированы. А два последних истребителя, один из которых был учебно-боевым, так и остались стоять в своих укрытиях. Их останки можно найти там и сегодня.
Так выглядят сейчас те самые арочные укрытия для самолётов.
Защитные ворота и последние МиГи
Для дополнительной защиты самолётов от непогоды и возможных осколков входы в укрытия закрывались массивными распашными воротами.
Внутри эти ворота были заполнены песком для усиления защиты и передвигались на катках по специальным рельсовым направляющим.
Толщина конструкции и сейчас впечатляет.
В двух укрытиях, которые относились к третьей эскадрилье, до сих пор лежат останки тех самых двух последних МиГ-23МЛ. На момент расформирования полка их техническое состояние уже не позволяло перегнать машины.
Один из этих самолётов был боевым, а второй — учебно-боевым.
К сожалению, в тот раз у нас была возможность сделать лишь несколько кадров на телефон.
Ещё несколько фотографий этого места нам позже передали друзья, которые побывали там проездом в другое время.
И, наконец, главная артерия любого аэродрома — взлётно-посадочная полоса.
На этом, к сожалению, всё. Больше фотографий этого заброшенного аэродрома у нас нет.
Если наш рассказ и эти кадры оказались для вас интересными, поддержите нас, пожалуйста, лайком и подпиской на канал. У нас есть и другие публикации на похожие темы.
Спасибо, что были с нами. До новых встреч в следующих репортажах.
