Перед вами — некогда величественное здание железнодорожного вокзала в знаменитом курортном городе Гагра. Когда-то сюда прибывали тысячи отдыхающих, но теперь оно стоит заброшенным, став безмолвным свидетелем Грузино-Абхазского конфликта, который навсегда изменил судьбу этого места.
Военное прошлое и первые станции
Ещё до начала Великой Отечественной войны в Гаграх и окрестностях началось активное строительство железнодорожной ветки, которая должна была соединить столицу Абхазии с будущей всесоюзной здравницей. Однако война внесла свои коррективы: только что построенные участки пути сразу же использовались для переброски военных эшелонов, а сама инфраструктура постоянно подвергалась бомбардировкам немецкой авиации.
В 1943 году на выезде из Гагры, возле посёлка Колхида, появилась станция «Гагра-Товарная». Она возникла на месте, где до войны заканчивался западный участок пути и располагались мастерские по ремонту бронепоездов. Именно отсюда в тыл отправляли раненых бойцов.
В то время полноценного вокзала в Гаграх не было — существовали лишь две небольшие станции: «Гагра-Курорт» (Абаата) и «Гагра-Пассажирская» (Гагрыпш). Последняя представляла собой скромный деревянный домик с низкими платформами.
Расцвет и новое здание
После победы в Великой Отечественной войне Гагра начала активно восстанавливаться и превращаться в курортную жемчужину. 1 января 1946 года было создано Сухумское отделение Закавказской железной дороги, а в начале 1951 года на станции «Гагра-Товарная» торжественно открыли новое здание вокзала, получившее название «Ахали-Гагра» (Новая Гагра).
Это было современное и красивое сооружение, построенное по проекту архитектора Зои Поченцовой-Орлинской. С его открытием обслуживание пассажиров дальних поездов перенесли за пределы города. Старая станция «Гагра-Пассажирская» стала всего лишь остановочным пунктом, позже переименованным в «Павильон Гагра».
К концу 1950-х годов штат станции насчитывал более 250 человек, а через неё ежедневно проходило 14 пар пассажирских и 4 пары грузовых поездов. В 1959 году, после электрификации прибрежного участка, станцию окончательно переименовали в «Гагра».
Война и запустение
Всё изменилось с распадом СССР. Обострившиеся отношения между Абхазией и Грузией переросли в полномасштабный вооружённый конфликт. В 1992 году Гагра оказалась в эпицентре боёв с применением тяжёлой техники. Вокзал, железнодорожная инфраструктура и составы, стоявшие на станции, получили серьёзные повреждения.
После окончания войны новые власти Абхазии при поддержке России занялись восстановлением разрушенной инфраструктуры, но вокзал в Гагре так и не был отремонтирован. Какое-то время в его здании ещё располагался отдел милиции, но затем и он покинул эти стены.
Сегодня через станцию «Гагра» проходят пассажирские поезда российского формирования на тепловозной тяге, но само здание вокзала остаётся заброшенным.
Прогулка по заброшенному вокзалу
Вход со стороны станции теперь выглядит печально. На фасаде можно заметить закрытую табличкой надпись — вероятно, щит скрывает название вокзала, выполненное грузинской вязью. После конфликта такие надписи по всей Абхазии уничтожались или закрашивались.
Часы на стене давно остановились, замерши в каком-то забытом времени.
Давайте сначала осмотрим здание снаружи.
Фасад со стороны города теперь почти скрыт разросшимися деревьями.
А вот так выглядит выход в город.
Здесь деревья уже полностью взяли верх.
У входа нас встречает разбитый информационный световой короб — немой свидетель былой активности.
Теперь зайдём внутрь.
Когда-то шикарные интерьеры, украшенные лепниной, до сих пор поражают яркостью красок, контрастируя с общим запустением.
Местами ещё сохранились камеры хранения, но уже никто не пользуется их услугами.
Через главный зал бессистемно свисает временная проводка, добавляя ощущение хаоса.
Вот окошки дежурного по вокзалу и справочного бюро — когда-то здесь кипела работа.
Залы ожидания, где когда-то отдыхали путешественники, теперь пусты и тихи.
Грустно осознавать, что вся эта архитектурная красота оказалась просто брошена на произвол судьбы.
Заброшенная техника
Напоследок выйдем на саму станцию.
На окраине, в заросшем тупике, ещё можно найти остатки былого железнодорожного разнообразия.
Здесь стоит монтажно-восстановительная автомотриса АГВ-47 с небольшой платформой.
Когда-то она была приписана к Северной железной дороге.
Разобранный двигатель и раскуроченная кабина красноречиво говорят о том, что восстановлению эта техника уже не подлежит.
К сожалению, такая печальная картина — не редкость для многих железнодорожных станций Абхазии, переживших войну.
На этом наша прогулка подходит к концу.
Если вам было интересно, поставьте палец вверх и подпишитесь на наш канал.
Спасибо за внимание и до новых встреч!
